Распечатать
ВО ИМЯ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
15.12.1999
журнал "Политика" декабрь 1999 г.
ФСБ - фактически новая отечественная спецслужба - была создана в 1995 году на базе Федеральной службы контрразведки. Именно тогда впервые в истории страны были приняты законодательные акты, регламентирующие деятельность, в том числе и негласную, спецслужб. Речь идет, прежде всего, о Федеральных законах "Об оперативно-розыскной деятельности" и "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации".
В основу деятельности ФСБ законодатель положил принципы законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
Принципиально важной для сотрудников ФСБ является положение статьи 2-й Закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации". В ней обозначен надпартийный, политически неангажированный характер ведомства: "В органах безопасности запрещаются создание организационных структур и деятельность политических партий, массовых общественных движений, преследующих политические цели...".
Российский законодатель четко определил и направления деятельности ФСБ: контрразведка, борьба с терроризмом и преступностью. Изменение указанного перечня возможно лишь путем принятия специального федерального закона. Действующее законодательство не разделяет задачи органов безопасности на основные и второстепенные. Их приоритетность определяют особенности складывающейся политической, экономической, социальной, криминогенной обстановки в стране, ее отдельных регионах и на международной арене.
На уровне закона сегодня закреплены и гарантии государства по соблюдению прав и свобод граждан при осуществлении органами безопасности своей деятельности.
Контроль за их работой осуществляют Президент, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации, а также судебные органы в пределах, предусмотренных законодательством. Надзор за соблюдением законности в практике ФСБ обеспечивают органы прокуратуры, а контроль расходования бюджетных средств - Счетная палата.
Исходя из динамики угроз, в ФСБ идет поиск наиболее оптимальной структуры ее организационного построения, В настоящее время в ФСБ существуют следующие ведущие департаменты:
контрразведки; по защите конститyционного строя, борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом; экономической безопасности; анализа, прогноза и стратегического планирования; организационно-кадровой работы, а также самостоятельные управления - военной контрразведки; следственное; собственной безопасности и ряд других. Недавно создан Центр специального назначения, в который вошли знаменитые силовые антитеррористические подразделения органов безопасности - Управления "А" и "В". В стадии становления находится и новое подразделение - Управление компьютерной и информационной безопасности, призванное ответить на вызовы xxi века.
Критерий изменений структуры Службы один - поиск наиболее оптимальной схемы построения ФСБ России, концентрация имеющихся ресурсов на наиболее опасных направлениях, упразднение дублирующих параллельных звеньев.
Верность закону, а не каким бы то ни было лицам, работа только в правовом поле - не просто фраза для нынешних сотрудников ФСБ. В этом заключена важная гарантия неповторения трагических страниц советского периода.
Но неверным было бы ограничить историческое наследие ФСБ лишь одним временным отрезком. Корни отечественных спецслужб уходят в глубь веков, во времена зарождения и становления централизованного российского государства. Поэтому в эмблеме ФСБ по праву в единое целое соединены двуглавый орел дооктябрьской России и традиционный символ ВЧК-КГБ - "щит и меч".
Уверен, что без связи времен, преемственности поколений, не может быть настоящей спецслужбы. Ведь одни материальные стимулы никогда не смогут заменить духовную, смысловую компоненту в жизни российского офицера. Лучшие профессиональные традиции сотрудников спецслужб императорской России, чекистов советского времени, осмысленный опыт героического и трагического - это золотой фонд ФСБ.
Четыре года назад день 20 декабря Указом Президента России получил официальный статус и ныне на законных основаниях является нашим профессиональным праздником. Существовавшая ранее в наших коллективах неписаная традиция празднования "Дня чекиста" как бы получила второе дыхание, наполнилась новым содержанием. Для нас, живущих в условиях девальвации многих прежних символов, это важно. Ведь провозглашенное окончание "холодной войны", ко всеобщему разочарованию, не привело к ослаблению тайного противоборства спецслужб. Многовековая история международных отношений свидетельствует о наивности надежд на то, что в условиях современного мирового порядка возможен отказ от использования спецслужб как специфического инструмента осуществления внешней политики.
Найдя в последнее время точки взаимодействия в борьбе с международным терроризмом, нарко-бизнесом, угрозой распространения оружия массового поражения и даже обменявшись представительствами, спецслужбы все так же продолжают скрещивать шпаги в невидимых поединках, защищая национально-государственные, геополитические интересы своих стран. Извечная борьба "снаряда" и "брони", разведки и контрразведки продолжается.
Используя открытость российского общества, трудности переходного периода, прозрачность наших границ и связанную с этим массовую миграцию, иностранные секретные службы развернули широкомасштабную вербовочную работу. Среди доминирующих факторов оперативной обстановки конца 90-х годов следует выделить возросший уровень присутствия спецслужб стран НАТО на территории России, усиление их деятельности по созданию широких разведывательных позиций в различных слоях российского общества и звеньях госаппарата, в том числе и на перспективу. Наряду с разведорганами блока НАТО к тайной борьбе против России подключились созданные под их патронажем спецслужбы отдельных стран бывшего Варшавского Договора. Как в далекие двадцатые, в оперативных сводках российских контрразведчиков вновь появляются данные о работе иностранных разведок с территорий наших ближайших соседей.
Говоря о приоритетах в борьбе с устремлениями иностранных спецслужб, прежде всего необходимо упомянуть агентурную разведку, поскольку деятельность завербованных зарубежными спецслужбами российских граждан наносит нашему обществу самый значительный ущерб. А в совокупности с технической разведкой он усиливается вдвойне.
Наряду с контрразведкой, другим важнейшим направлением деятельности ФСБ является и наши дни борьба с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом. Эти явления стали специфической формой разрешения противоречий в условиях нестабильности в стране. Российское общество все чаще и чаще становится свидетелем террористических акций, как криминального так и политического характера. Серьезным очагом напряженности сегодня является территория Северного Кавказа и особенно Чечни, ставшей по сути плацдармом сил международного терроризма, прибежищем асоциальных элементов, авантюристов и наемников, действующих под прикрытием религиозных лозунгов. Требуется многое сделать, чтобы нормализовать здесь обстановку. Предстоит длительная и тяжелая борьба, с неизбежными жертвами и потерями, во имя сохранения территориальной целостности страны, межконфессионального согласия, мира и спокойствия нашего многонационального народа.
Еще одно приоритетное направление в работе ФСБ - это обеспечение экономической безопасности России, а также борьба с экономическими преступлениями и коррупцией. Принимаются конкретные меры по ограждению крупных государственных экономических программ и инвестиционных проектов от преступных посягательств, Ведется борьба с незаконным экспортом товаров, вымогательством, контрабандой наркотиков и оружия, духовных и культурных ценностей.
При решении этих задач ФСБ активно сотрудничает с другими правоохранительными органами страны, а в ряде случаев - таких как борьба с организованной международной преступностью - и с соответствующими ведомствами других государств.
И, наконец, по Закону "Об органах федеральной службы безопасности" ФСБ вменяется в обязанность выявление, предупреждение и пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, преследующих цели насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, посягающих на территориальную целостность страны. Борьба, происходящая между различными политическими силами, обострение которой неизбежно в период предвыборных кампаний, не должна превращаться в борьбу с молодой российской демократической государственностью, выливаться в дискредитацию самих институтов власти.
В этой связи руководство ФСБ России в ноябре 1998 года в специальном заявлении для средств массовой информации обозначило принципиальную позицию Лубянки: "ФСБ, действуя строго на основе и в рамках закона, защищает конституционный строй, обеспечивает безопасность личности, общества и государства от угроз, откуда бы они не исходили... Служба никогда не будет обслуживать какие-либо партийные или групповые интересы, а будет строить свою работу на основе закона и в интересах всего государства". Такой подход несомненно поддержит любой здравомыслящий человек.
Являясь централизованной вертикальной федеральной структурой, подчиненной напрямую Президенту страны, ФСБ защищает общенациональные интересы. Для ее действий в рамках обозначенных в законе полномочий, неприкасаемых быть не должно. Девизом новых российских органов безопасности стало литое триединство - "Государственность, законность, честь".
В основу деятельности ФСБ законодатель положил принципы законности; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов федеральной службы безопасности и централизации управления ими, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.
Принципиально важной для сотрудников ФСБ является положение статьи 2-й Закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации". В ней обозначен надпартийный, политически неангажированный характер ведомства: "В органах безопасности запрещаются создание организационных структур и деятельность политических партий, массовых общественных движений, преследующих политические цели...".
Российский законодатель четко определил и направления деятельности ФСБ: контрразведка, борьба с терроризмом и преступностью. Изменение указанного перечня возможно лишь путем принятия специального федерального закона. Действующее законодательство не разделяет задачи органов безопасности на основные и второстепенные. Их приоритетность определяют особенности складывающейся политической, экономической, социальной, криминогенной обстановки в стране, ее отдельных регионах и на международной арене.
На уровне закона сегодня закреплены и гарантии государства по соблюдению прав и свобод граждан при осуществлении органами безопасности своей деятельности.
Контроль за их работой осуществляют Президент, Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации, а также судебные органы в пределах, предусмотренных законодательством. Надзор за соблюдением законности в практике ФСБ обеспечивают органы прокуратуры, а контроль расходования бюджетных средств - Счетная палата.
Исходя из динамики угроз, в ФСБ идет поиск наиболее оптимальной структуры ее организационного построения, В настоящее время в ФСБ существуют следующие ведущие департаменты:
контрразведки; по защите конститyционного строя, борьбе с терроризмом и политическим экстремизмом; экономической безопасности; анализа, прогноза и стратегического планирования; организационно-кадровой работы, а также самостоятельные управления - военной контрразведки; следственное; собственной безопасности и ряд других. Недавно создан Центр специального назначения, в который вошли знаменитые силовые антитеррористические подразделения органов безопасности - Управления "А" и "В". В стадии становления находится и новое подразделение - Управление компьютерной и информационной безопасности, призванное ответить на вызовы xxi века.
Критерий изменений структуры Службы один - поиск наиболее оптимальной схемы построения ФСБ России, концентрация имеющихся ресурсов на наиболее опасных направлениях, упразднение дублирующих параллельных звеньев.
Верность закону, а не каким бы то ни было лицам, работа только в правовом поле - не просто фраза для нынешних сотрудников ФСБ. В этом заключена важная гарантия неповторения трагических страниц советского периода.
Но неверным было бы ограничить историческое наследие ФСБ лишь одним временным отрезком. Корни отечественных спецслужб уходят в глубь веков, во времена зарождения и становления централизованного российского государства. Поэтому в эмблеме ФСБ по праву в единое целое соединены двуглавый орел дооктябрьской России и традиционный символ ВЧК-КГБ - "щит и меч".
Уверен, что без связи времен, преемственности поколений, не может быть настоящей спецслужбы. Ведь одни материальные стимулы никогда не смогут заменить духовную, смысловую компоненту в жизни российского офицера. Лучшие профессиональные традиции сотрудников спецслужб императорской России, чекистов советского времени, осмысленный опыт героического и трагического - это золотой фонд ФСБ.
Четыре года назад день 20 декабря Указом Президента России получил официальный статус и ныне на законных основаниях является нашим профессиональным праздником. Существовавшая ранее в наших коллективах неписаная традиция празднования "Дня чекиста" как бы получила второе дыхание, наполнилась новым содержанием. Для нас, живущих в условиях девальвации многих прежних символов, это важно. Ведь провозглашенное окончание "холодной войны", ко всеобщему разочарованию, не привело к ослаблению тайного противоборства спецслужб. Многовековая история международных отношений свидетельствует о наивности надежд на то, что в условиях современного мирового порядка возможен отказ от использования спецслужб как специфического инструмента осуществления внешней политики.
Найдя в последнее время точки взаимодействия в борьбе с международным терроризмом, нарко-бизнесом, угрозой распространения оружия массового поражения и даже обменявшись представительствами, спецслужбы все так же продолжают скрещивать шпаги в невидимых поединках, защищая национально-государственные, геополитические интересы своих стран. Извечная борьба "снаряда" и "брони", разведки и контрразведки продолжается.
Используя открытость российского общества, трудности переходного периода, прозрачность наших границ и связанную с этим массовую миграцию, иностранные секретные службы развернули широкомасштабную вербовочную работу. Среди доминирующих факторов оперативной обстановки конца 90-х годов следует выделить возросший уровень присутствия спецслужб стран НАТО на территории России, усиление их деятельности по созданию широких разведывательных позиций в различных слоях российского общества и звеньях госаппарата, в том числе и на перспективу. Наряду с разведорганами блока НАТО к тайной борьбе против России подключились созданные под их патронажем спецслужбы отдельных стран бывшего Варшавского Договора. Как в далекие двадцатые, в оперативных сводках российских контрразведчиков вновь появляются данные о работе иностранных разведок с территорий наших ближайших соседей.
Говоря о приоритетах в борьбе с устремлениями иностранных спецслужб, прежде всего необходимо упомянуть агентурную разведку, поскольку деятельность завербованных зарубежными спецслужбами российских граждан наносит нашему обществу самый значительный ущерб. А в совокупности с технической разведкой он усиливается вдвойне.
Наряду с контрразведкой, другим важнейшим направлением деятельности ФСБ является и наши дни борьба с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом. Эти явления стали специфической формой разрешения противоречий в условиях нестабильности в стране. Российское общество все чаще и чаще становится свидетелем террористических акций, как криминального так и политического характера. Серьезным очагом напряженности сегодня является территория Северного Кавказа и особенно Чечни, ставшей по сути плацдармом сил международного терроризма, прибежищем асоциальных элементов, авантюристов и наемников, действующих под прикрытием религиозных лозунгов. Требуется многое сделать, чтобы нормализовать здесь обстановку. Предстоит длительная и тяжелая борьба, с неизбежными жертвами и потерями, во имя сохранения территориальной целостности страны, межконфессионального согласия, мира и спокойствия нашего многонационального народа.
Еще одно приоритетное направление в работе ФСБ - это обеспечение экономической безопасности России, а также борьба с экономическими преступлениями и коррупцией. Принимаются конкретные меры по ограждению крупных государственных экономических программ и инвестиционных проектов от преступных посягательств, Ведется борьба с незаконным экспортом товаров, вымогательством, контрабандой наркотиков и оружия, духовных и культурных ценностей.
При решении этих задач ФСБ активно сотрудничает с другими правоохранительными органами страны, а в ряде случаев - таких как борьба с организованной международной преступностью - и с соответствующими ведомствами других государств.
И, наконец, по Закону "Об органах федеральной службы безопасности" ФСБ вменяется в обязанность выявление, предупреждение и пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, преследующих цели насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, посягающих на территориальную целостность страны. Борьба, происходящая между различными политическими силами, обострение которой неизбежно в период предвыборных кампаний, не должна превращаться в борьбу с молодой российской демократической государственностью, выливаться в дискредитацию самих институтов власти.
В этой связи руководство ФСБ России в ноябре 1998 года в специальном заявлении для средств массовой информации обозначило принципиальную позицию Лубянки: "ФСБ, действуя строго на основе и в рамках закона, защищает конституционный строй, обеспечивает безопасность личности, общества и государства от угроз, откуда бы они не исходили... Служба никогда не будет обслуживать какие-либо партийные или групповые интересы, а будет строить свою работу на основе закона и в интересах всего государства". Такой подход несомненно поддержит любой здравомыслящий человек.
Являясь централизованной вертикальной федеральной структурой, подчиненной напрямую Президенту страны, ФСБ защищает общенациональные интересы. Для ее действий в рамках обозначенных в законе полномочий, неприкасаемых быть не должно. Девизом новых российских органов безопасности стало литое триединство - "Государственность, законность, честь".