Если вы обладаете любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, просьба обращаться в ФСБ России по телефонам:
+7 (495) 224-22-22 8 (800) 224-22-22
Для получения информации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию российских и иностранных граждан (лиц без гражданства), выдачи пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, выдачи разрешения на неоднократное пересечение иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море обращаться в ВЕБ-ПРИЕМНУЮ ФСБ России
Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ
Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ НАЧИНАЕТСЯ С БОРЬБЫ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
20.12.2005
(Директор ФСБ России)
“Известия”. 20.12.2005 года
В канун отмечаемого сегодня Дня работника органов безопасности директор Федеральной службы безопасности России Николай Патрушев дал эксклюзивное интервью корр. ИТАР-ТАСС Алексею Кравченко для "Известий".
Известия: Николай Платонович, в массовом сознании работа службы, которую вы возглавляете, прежде всего, связана с противодействием шпионажу и борьбой с терроризмом. А какие задачи перед ФСБ России поставлены в сфере обеспечения экономической безопасности страны и как они решаются?
Патрушев: Завершение эпохи глобального противостояния двух противоположных социально-экономических систем и военно-политических блоков вывело на первый план вопросы конкуренции в экономической сфере. Не секрет, что большинство экономически развитых государств проводят политику в интересах ведущих фирм своих стран и транснациональных корпораций, которая зачастую нацелена на ослабление влияния России на мировых рынках. При этом ими используется мощный финансовый потенциал, а нередко и специфические способы воздействия спецслужб и связанных с ними организаций на происходящие в нашей стране социально-экономические процессы. То, что в глобальной конкуренции против России "используются все формы экономического, политического и журналистского давления", отмечал в недавнем радиотелевизионном общении с россиянами глава государства.
В этих условиях обеспечение экономической безопасности, являющейся составной частью системы национальной безопасности, - одно из важнейших направлений нашей деятельности.
При этом органы федеральной службы безопасности России своими специальными методами решают задачи по защите наиболее важных отраслей экономики, таких, как оборонно-промышленный и топливно-энергетический комплексы, добывающие и перерабатывающие стратегическое сырье отрасли, кредитно-финансовая система и высокие технологии. Особое внимание нами уделяется в этой области повышению эффективности координации и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в условиях возникновения угрозы или совершения террористических акций на различных объектах энергетики, атомной промышленности, транспорта и других объектах обеспечения жизнедеятельности.
Все это осуществляется на основе строгого соблюдения законности, и непременным условием деятельности органов безопасности в этой сфере является строгое соблюдение своей компетенции, невмешательство в дела хозяйствующих субъектов. В свою очередь при решении этой задачи мы опираемся не только на возможности своих специалистов, но и на аналитические и прогнозные разработки авторитетных представителей экспертного сообщества.
Известия: После паузы, пришедшейся на 90-е годы, в последнее время словосочетание "государственная тайна" все чаще встречается в выступлениях государственных деятелей, политиков, материалах российских СМИ. Что такое в современных условиях гостайна, и почему вопрос о ее надежной защите именно сейчас оказался в центре внимания государства и общества?
Патрушев: Если ХХ век останется в истории развития человечества, прежде всего как "ядерно-космическая" эпоха, то XXI наверняка не обойдется без прилагательного "информационный". Действительно, сегодня информация, эффективные технологии ее сбора, передачи и обработки - это основа успешного проведения самостоятельного политического курса и развития конкурентоспособной экономики государства. Напомню, что в соответствии с формулировкой закона государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В этой связи мы никак не можем допустить снижения уровня защиты государственной тайны.
В настоящее время отношение как к государственной, так и к интеллектуальной собственности изменилось. На наших глазах постепенно уходят в прошлое пробелы законодательной базы и предельно упрощенная регламентация международных контактов, которые процветали в 90-е годы и способствовали формированию в обществе мнения о возможности, скажем так, "свободного" обращения со сведениями, составляющими государственную тайну.
Сами субъекты хозяйственной деятельности, в особенности предприятия оборонного комплекса, научились оберегать свои разработки и технологии, а руководители этих организаций работают в тесном взаимодействии с органами федеральной службы безопасности.
Однако на этом нельзя останавливаться. Мы будем стремиться создавать условия, способствующие предупреждению таких "утечек". Ведь эти сведения зачастую могут быть отнесены как к государственной тайне, так и к коммерческой, составляя интеллектуальную собственность российского государства, предприятий и компаний. Когда такие противоправные действия своевременно предотвратить не удается, мы, используя свой арсенал сил и средств, их пресекаем. И будем делать это и впредь.
В 2005 году в области защиты государственной тайны проведено около 4 тысяч проверочных мероприятий. По выявленным фактам нарушения режима секретности на объектах проверок было возбуждено более 40 уголовных дел и около 300 дел об административных правонарушениях, приостановлено или аннулировано свыше 550 ранее выданных лицензий на право проведения работ с использованием сведений, составляющих гостайну, на имя руководителей соответствующих организаций внесено более 300 представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации и совершению преступлений.
По проблеме обеспечения защиты секретных сведений в федеральные органы государственной власти направлено более 1000 информационных материалов.
ФСБ России регулярно пресекает попытки отдельных лиц организовать незаконный экспорт за рубеж технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники.
Хотелось бы отметить, что современная научно-техническая деятельность - не удел гениальных одиночек, а, как правило, слаженная и кропотливая работа больших коллективов ученых, зачастую работающих в различных институтах и учреждениях. Поэтому особенно цинично выглядят попытки отдельных должностных лиц воспользоваться результатами этих коллективных научных исследований в собственных корыстных целях.
В 2005 году бывшему директору уфимского Института проблем сверхпластичности металлов РАН Кайбышеву, гендиректору ЗАО "Компания ЦНИИМАШ-ЭКСПОРТ" Решетину предъявлено, в частности, обвинение в незаконном экспорте технологий.
Кроме того, заместителю Решетина Твердохлебову и его помощнику Рожкину предъявлено обвинение в присвоении денежных средств.
Подобные проблемы характерны не только для научных кругов. Так, завершено уголовное дело в отношении одного из руководителей департамента Минфина России, который передавал заинтересованным зарубежным представителям закрытую информацию, касающуюся проведения операций с зарубежными финансовыми активами России.
Известия: Николай Платонович, на фоне быстрого роста международных контактов нашей страны продолжают ли спецслужбы иностранных государств проводить разведывательные акции против России?
Патрушев: В последние годы Федеральной службой безопасности неоднократно пресекались попытки ряда зарубежных разведок использовать политику "открытости" и расширение политических, научно-технических и внешнеэкономических связей нашей страны для получения данных об уровне оборонного потенциала России, направлениях перспективных разработок в военной области и научных исследованиях фундаментального характера. При этом некоторые иностранные "партнеры" пытаются добывать образцы новейшего российского вооружения и технической документации, необходимой для организации его безлицензионного производства. В этой связи хотелось бы обратить внимание на их устойчивый интерес к российским ученым-секретоносителям.
Особым вниманием зарубежных спецслужб пользуется оборонно-промышленный комплекс и сфера военно-технического сотрудничества России.
В связи с наращиванием оборонно-промышленным комплексом (ОПК) России своей производственной деятельности, ростом экспортных показателей, расширением контактов с иностранными партнерами ФСБ России проводит целенаправленную работу по выявлению на ранних стадиях и пресечению указанной разведывательной и иной деятельности иностранных спецслужб.
Если говорить в целом об итогах деятельности по линии контрразведки, то в этом году пресечена деятельность 26 кадровых сотрудников и 67 агентов иностранных спецслужб. Выдворены из России 13 иностранцев, причастных к их деятельности.
Кроме того, не меньшее внимание уделяем надежной защите государственных секретов, оказанию содействия в защите коммерческой тайны и интеллектуальной собственности в целом.
ФСБ также в рамках своей компетенции содействует осуществлению комплекса мер, предпринимаемых президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации по дальнейшей нормализации ситуации в ОПК. И это, могу с удовлетворением отметить, дает свои плоды. Благодаря этим мерам ситуация в ОПК России постепенно нормализуется, очевидны перспективы ее улучшения.
Известия: Николай Платонович, ОПК - часть экономического организма России со всеми его реалиями, в том числе банкротствами. Как вы относитесь к банкротству как инструменту обеспечения экономической безопасности государства?
Патрушев: Признаюсь, осторожно. Мы отдаем себе отчет в том, что процедура банкротства может являться одним из основных инструментов реформирования стратегически важных отраслей экономики. Однако приходится констатировать, что в реальности эта процедура, если ее применение осуществлять в интересах недобросовестных заказчиков, приводит к масштабной ликвидации предприятий и организаций, в том числе оборонно-промышленного комплекса, утрате контроля над стратегически важными отраслями промышленности, снижению мобилизационного потенциала экономики.
По нашим данным, в настоящее время ряд коммерческих структур ведет активную работу по установлению контроля над деятельностью крупных предприятий и организаций, в том числе имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства в целях получения сверхприбыли от распродажи их наиболее ликвидных активов, уникального оборудования и крупных имущественных комплексов. Доход только от одного такого контролируемого банкротства крупного высокорентабельного предприятия может составлять миллиарды рублей.
При этом порожденная подобными акциями угроза экономической безопасности страны не исчерпывается прямым социально-экономическим ущербом. Принимая во внимание масштаб деятельности структур, специализирующихся на "заказных" банкротствах, а также особое значение объектов их устремлений, имеются основания полагать, что подобная схема ликвидации предприятий и организаций ведущих отраслей экономики Российской Федерации стимулируется в том числе за счет иностранного капитала.
Результатом таких хищнических по сути действий зачастую, увы, становится свертывание программ фундаментальных и прикладных научных исследований, срыв исполнения гособоронзаказа и рост социальной напряженности.
В этой ситуации мы, разумеется, не сидим сложа руки. Среди наших приоритетов - противодействие попыткам различных структур, в том числе криминальных, использовать процедуры приватизации и банкротства оборонных предприятий в целях, противоречащих интересам государства, а также разработка и осуществление, в пределах своей компетенции, комплекса мер по обеспечению и повышению уровня противодиверсионной и антитеррористической защищенности объектов оборонной промышленности.
Так, в рамках противодействия попыткам "заказного" банкротства предприятий органами Федеральной службы безопасности выявлена попытка ликвидировать через процедуру банкротства уникальное предприятие российского ОПК "Омский завод транспортного машиностроения" - крупнейшее специализированное стратегическое предприятие, способное в полном объеме обеспечить капитальный ремонт и модернизацию находящихся на вооружении Российской армии танков Т-80. В результате принятых мер было достигнуто взаимопонимание с представителями исполнительной власти и крупных коммерческих кредиторов по вопросу о необходимости реализации мероприятий по предупреждению банкротства "Омсктрансмаша". Правительство РФ поручило заинтересованным органам исполнительной власти принять меры, направленные на восстановление производственной деятельности этого уникального предприятия.
Также установлен факт вымогательства 5 млн. долларов США представителями коммерческой структуры "Системное проектирование бизнеса" у акционеров ОАО "Подольский электромеханический завод" за прекращение процедуры банкротства этого крупного стратегического предприятия. Совместно с ДЭБ МВД России нами было проведено мероприятие, в ходе которого подозреваемый в совершении вымогательства был задержан. По данному факту возбуждено уголовное дело, ведется следствие. Кроме того, получены данные о причастности представителей упомянутой коммерческой структуры к заказным процедурам банкротства целого ряда стратегических предприятий и организаций.
Одновременно в целях обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну при осуществлении процедур банкротства таких предприятий, ФСБ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводит работу по созданию необходимой нормативной правовой базы, регулирующей вопросы допуска лиц, участвующих в процедурах финансового оздоровления указанных предприятий.
В результате в федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" несколько недель назад внесены изменения, в соответствии с которыми арбитражный управляющий, назначаемый на такие предприятия, обязан иметь допуск к гостайне. Кроме того, Минюст и Высший арбитражный суд Российской Федерации издали соответствующие ведомственные нормативные правовые акты.
Известия: В прошлом году президент России Владимир Путин среди задач Федеральной службы безопасности упомянул "борьбу с оргпреступностью и коррупцией", призвав отечественные спецслужбы быть способными "профессионально и грамотно защитить честного предпринимателя от криминального и, если нужно, от административного давления". Какой вклад ФСБ вносит в дело борьбы с коррупцией в нашей стране и с какими проблемами сталкивается?
Патрушев: Конечно, это комплексная задача, которую должны решать далеко не только спецслужбы и правоохранительные структуры, органы государственной власти, а также обязательно общественные организации.
Кроме того, для нас как спецслужбы особую важность представляет, с одной стороны, эффективно выявлять противоправную деятельность должностных лиц, а с другой - избежать вмешательства в управление предприятиями и компаниями, в экономическую и финансовую жизнь в целом.
С учетом этого органы безопасности занимаются борьбой с коррупцией на постоянной основе, применяя как профилактические меры, так и конкретные действия по пресечению данного вида правонарушений.
При этом хочу отметить, что коррумпированное поведение должностных лиц дискредитирует власть, а сам государственный аппарат теряет надежность и управляемость. Коррупция также отсекает от предпринимательской деятельности честных людей и по- настоящему эффективных управленцев как в государственном, так и в частном секторах. Ее высокий уровень и недостаточно развитая антикоррупционная законодательная база являются препятствием для интеграции России в мировое сообщество.
Именно поэтому в настоящее время осуществляется комплекс мер по созданию системы противодействия коррупции, уже дающих результаты. Так, за последнее время органами Федеральной службы безопасности выявлена и пресечена преступная деятельность целого ряда высокопоставленных чиновников государственной власти.
Приведу некоторые примеры. Так, задержан за вымогательство взяток в крупных размерах один из заместителей директора департамента финансового контроля и аудита Минпромэнерго России - замначальника Управления кредитных организаций ФНС России. В суд передано уголовное дело в отношении двух высокопоставленных сотрудников таможенных органов.
Приговорен к 3 годам лишения свободы без права занимать госдолжности в течение полутора лет вице-губернатор Корякского автономного округа, превысивший должностные полномочия и допустивший нецелевое расходование федеральных средств.
Известия: В борьбе с какими видами преступлений операции органов Федеральной службы безопасности приносят ощутимый экономический эффект?
Патрушев: Одним из таких направлений нашей деятельности является пресечение преступлений, связанных с контрабандой и мошенничеством. В уходящем году в производстве следователей ФСБ находилось 250 уголовных дел о контрабанде в отношении 306 человек и 164 уголовных дела о мошенничестве в отношении 257 человек.
В 2005 году судами рассмотрено 46 уголовных дел о контрабанде и 17 уголовных дел о мошенничестве. Осуждено 109 человек.
Во взаимодействии с таможенными органами пресечены попытки контрабандного ввоза в Россию крупных партий ювелирных изделий иностранного производства весом около 200 кг. По предварительной оценке экспертов, общая стоимость контрабандного груза составила более 5 млн. долларов США.
Совместно с таможенными органами и МВД России весной этого года перекрыт крупномасштабный канал контрабанды промышленных товаров на железнодорожном транспорте. Изъято промышленной продукции на сумму более 1 млн. долларов США. Было задержано более 150 вагонов с товарами народного потребления иностранного производства (обувь, верхняя одежда, текстиль, автозапчасти).
В 2005 году органами безопасности в результате реализации мер по выявлению, предупреждению и пресечению контрабанды изъято материальных ценностей на сумму 2,8 млрд. рублей.
Известия: Бюджетные финансовые потоки России, безусловно, также представляют лакомый кусок для преступников. Занимается ли ФСБ предупреждением таких преступлений?
Патрушев: Если рассматривать бюджетные средства как часть государственной собственности, которую мы обязаны защищать и оберегать, то ФСБ России рассматривает работу по контролю за целевым использованием финансовых средств и материально-технических ресурсов как одно из важных направлений своей деятельности. Полагаю, что основой нашей деятельности в этой области является предупредительная работа, а не карательные санкции.
Данная работа организуется и ведется на плановой основе во взаимодействии со Счетной палатой и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора Минфина России.
В течение 2005 года ФСБ России, исполняя поручение председателя правительства РФ, смогла устранить из процесса обеспечения льготников ряд недобросовестных страховых медицинских организаций и не допустить нецелевого расходования 3 млрд. бюджетных рублей. Кроме того, в результате оперативного сопровождения реализации федеральной целевой программы "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики" предотвращено нанесение ущерба госбюджету на сумму свыше 4 млрд. рублей. При этом также выявлены факты хищений на сумму более 800 млн. рублей.
Известия: Как ФСБ взаимодействует с Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФСФМ) и что делается для противодействия легализации доходов, полученных преступным путем?
Патрушев: Органы Федеральной службы безопасности активно участвуют в борьбе с легализацией преступных доходов. В тесном взаимодействии с ФСФМ и МВД России нами достигнуты определенные результаты. Пресечен ряд источников финансирования и несколько каналов поступления материальных и финансовых средств террористическим и экстремистским группировкам.
Так, в Астраханской области в результате совместных с ФСФМ и МВД России мер возбуждено 21 уголовное дело в отношении группы лиц из числа приверженцев идей "ваххабизма", приобретавших крупные суммы наличной иностранной валюты за деньги, полученные в результате незаконной предпринимательской деятельности. Оборот этих операций превышал 25 млн. долларов США в год, а значительная часть денег переводилась в ряд стран Ближнего и Среднего Востока.
В этой связи уместно затронуть вопросы, связанные с предполагаемым расширением деятельности зарубежных банковских структур в России. В решении этой проблемы необходимо учитывать в приоритетном порядке интересы борьбы с финансированием терроризма и отмыванием преступных капиталов. Именно на это обратил внимание президент России на встрече с представителями банковского сообщества в Новосибирске. В.В. Путин высказался за сохранение запрета на деятельность филиалов иностранных банков на территории нашей страны в связи с "невозможностью в современных условиях отслеживать движение денег, капиталов". Об этом красноречиво свидетельствует и практика.
В Санкт-Петербурге недавно была пресечена деятельность преступной группы, организовавшей так называемую "теневую биржу" по обналичиванию и легализации денежных средств, полученных преступным путем, переводу капитала за границу и незаконному возмещению НДС. Установлено, что общая сумма средств, проведенных через эту "теневую биржу" за период с 2003 по 2005 год, составила десятки миллиардов рублей. Расследование продолжается.
С нашей точки зрения, именно развитие национальной банковской системы будет способствовать эффективности борьбы с указанными видами преступлений.
Известия: Николай Платонович, в 2003 году Пограничная служба, к тому моменту пять лет охранявшая морские биоресурсы России, возвращена в состав ФСБ. С какими проблемами сталкиваются пограничники при осуществлении этих функций? Какова ваша оценка ситуации в отрасли и что нужно сделать для обеспечения экономической безопасности страны в этой сфере?
Патрушев: С этого времени одним из наших приоритетов наряду с оснащением и модернизацией пограничной инфраструктуры стало благоустройство жизни и быта самих пограничников и членов их семей. К сожалению, этим ключевым аспектам ранее не уделялось должного внимания.
Ваши коллеги в СМИ широко обсуждают проблемы, с которыми каждый день сталкиваются пограничники при охране морских биоресурсов. Главная среди них - масштабный сверхлимитный вылов ценных пород рыбы, крабов и других водных биоресурсов в территориальном море и исключительной экономической зоне РФ с последующим их незаконным вывозом за рубеж и сокрытием вырученных валютных средств на счетах в иностранных банках. По оценкам экспертов, стоимость незаконно добываемых и вывозимых за пределы России биоресурсов может достигать 1 млрд. долларов США в год.
Представляется, что это межведомственная проблема, решением которой в комплексе должны заниматься практически все органы государственной власти.
В свою очередь, Пограничная служба уже предпринимает комплекс дополнительных мер, направленных на противодействие незаконному вывозу морских биоресурсов за рубеж и другим нарушениям в сфере их добычи.
Для усиления контроля за деятельностью промысловиков в территориальных водах и исключительной экономической зоне России наши подразделения береговой охраны делают акцент на активное использование авиации и космических средств. Мы развиваем морскую составляющую с учетом использования самого передового зарубежного опыта. Занимаемся оснащением подразделений береговой охраны современными кораблями и эффективными техническими средствами контроля. В 2005 году эти меры позволили изъять более полутора тысяч тонн незаконно выловленной морепродукции.
ФСБ России предложены изменения в российское законодательство с целью упрощения порядка пограничного оформления рыболовных судов, выходящих на промысел в российскую экономическую зону. В комплексе с рядом других, в том числе экономических, мер это должно способствовать повышению заинтересованности рыбопромышленников в глубокой переработке рыбной продукции на российском берегу, а не в вывозе за рубеж сырья.
Известия: Как бы вы подытожили итоги работы ФСБ по обеспечению экономической безопасности России в уходящем году?
Патрушев: ФСБ России, как и прежде, работает над выявлением внешних и внутренних угроз безопасности страны, включая экономические аспекты этой деятельности в условиях ускоряющегося процесса глобализации мировой экономики.
В результате нашей работы в прошедшем году предотвращено нанесение ущерба государству на сумму 41,5 млрд. рублей, а также обеспечено дополнительное поступление в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации средств на сумму 2,9 млрд. рублей. Выявлена и пресечена противоправная деятельность значительного числа коррупционеров в органах государственной власти различного уровня.
Результаты, как видите, есть. Хочу отметить, что все это было бы невозможно без помощи со стороны населения, на которое служба все в большей степени опирается в борьбе с разномастной преступностью и терроризмом. Только в этом году на "телефон доверия" ФСБ России поступило более 3200 звонков. Могу заверить, что эти сведения оказались полезны не только для нас, но и для наших коллег из других правоохранительных структур.
При этом хотел бы вновь подчеркнуть, что деятельность органов Федеральной службы безопасности в этой сфере подчинена выполнению общей для всех государственных органов задачи - содействия оптимальному социально-экономическому развитию страны в рамках тех приоритетов, которые определяются руководством России.
Пользуясь предоставленной мне возможностью, поздравляю всех, кто посвятил свою жизнь трудному и ответственному делу защиты интересов государства, обеспечения его безопасности, с профессиональным праздником - Днем работника органов безопасности. Желаю сотрудникам, ветеранам, вашим родным и близким крепкого здоровья, счастья и благополучия.
Известия: Николай Платонович, в массовом сознании работа службы, которую вы возглавляете, прежде всего, связана с противодействием шпионажу и борьбой с терроризмом. А какие задачи перед ФСБ России поставлены в сфере обеспечения экономической безопасности страны и как они решаются?
Патрушев: Завершение эпохи глобального противостояния двух противоположных социально-экономических систем и военно-политических блоков вывело на первый план вопросы конкуренции в экономической сфере. Не секрет, что большинство экономически развитых государств проводят политику в интересах ведущих фирм своих стран и транснациональных корпораций, которая зачастую нацелена на ослабление влияния России на мировых рынках. При этом ими используется мощный финансовый потенциал, а нередко и специфические способы воздействия спецслужб и связанных с ними организаций на происходящие в нашей стране социально-экономические процессы. То, что в глобальной конкуренции против России "используются все формы экономического, политического и журналистского давления", отмечал в недавнем радиотелевизионном общении с россиянами глава государства.
В этих условиях обеспечение экономической безопасности, являющейся составной частью системы национальной безопасности, - одно из важнейших направлений нашей деятельности.
При этом органы федеральной службы безопасности России своими специальными методами решают задачи по защите наиболее важных отраслей экономики, таких, как оборонно-промышленный и топливно-энергетический комплексы, добывающие и перерабатывающие стратегическое сырье отрасли, кредитно-финансовая система и высокие технологии. Особое внимание нами уделяется в этой области повышению эффективности координации и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в условиях возникновения угрозы или совершения террористических акций на различных объектах энергетики, атомной промышленности, транспорта и других объектах обеспечения жизнедеятельности.
Все это осуществляется на основе строгого соблюдения законности, и непременным условием деятельности органов безопасности в этой сфере является строгое соблюдение своей компетенции, невмешательство в дела хозяйствующих субъектов. В свою очередь при решении этой задачи мы опираемся не только на возможности своих специалистов, но и на аналитические и прогнозные разработки авторитетных представителей экспертного сообщества.
Известия: После паузы, пришедшейся на 90-е годы, в последнее время словосочетание "государственная тайна" все чаще встречается в выступлениях государственных деятелей, политиков, материалах российских СМИ. Что такое в современных условиях гостайна, и почему вопрос о ее надежной защите именно сейчас оказался в центре внимания государства и общества?
Патрушев: Если ХХ век останется в истории развития человечества, прежде всего как "ядерно-космическая" эпоха, то XXI наверняка не обойдется без прилагательного "информационный". Действительно, сегодня информация, эффективные технологии ее сбора, передачи и обработки - это основа успешного проведения самостоятельного политического курса и развития конкурентоспособной экономики государства. Напомню, что в соответствии с формулировкой закона государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В этой связи мы никак не можем допустить снижения уровня защиты государственной тайны.
В настоящее время отношение как к государственной, так и к интеллектуальной собственности изменилось. На наших глазах постепенно уходят в прошлое пробелы законодательной базы и предельно упрощенная регламентация международных контактов, которые процветали в 90-е годы и способствовали формированию в обществе мнения о возможности, скажем так, "свободного" обращения со сведениями, составляющими государственную тайну.
Сами субъекты хозяйственной деятельности, в особенности предприятия оборонного комплекса, научились оберегать свои разработки и технологии, а руководители этих организаций работают в тесном взаимодействии с органами федеральной службы безопасности.
Однако на этом нельзя останавливаться. Мы будем стремиться создавать условия, способствующие предупреждению таких "утечек". Ведь эти сведения зачастую могут быть отнесены как к государственной тайне, так и к коммерческой, составляя интеллектуальную собственность российского государства, предприятий и компаний. Когда такие противоправные действия своевременно предотвратить не удается, мы, используя свой арсенал сил и средств, их пресекаем. И будем делать это и впредь.
В 2005 году в области защиты государственной тайны проведено около 4 тысяч проверочных мероприятий. По выявленным фактам нарушения режима секретности на объектах проверок было возбуждено более 40 уголовных дел и около 300 дел об административных правонарушениях, приостановлено или аннулировано свыше 550 ранее выданных лицензий на право проведения работ с использованием сведений, составляющих гостайну, на имя руководителей соответствующих организаций внесено более 300 представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации и совершению преступлений.
По проблеме обеспечения защиты секретных сведений в федеральные органы государственной власти направлено более 1000 информационных материалов.
ФСБ России регулярно пресекает попытки отдельных лиц организовать незаконный экспорт за рубеж технологий, научно-технической информации и услуг, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники.
Хотелось бы отметить, что современная научно-техническая деятельность - не удел гениальных одиночек, а, как правило, слаженная и кропотливая работа больших коллективов ученых, зачастую работающих в различных институтах и учреждениях. Поэтому особенно цинично выглядят попытки отдельных должностных лиц воспользоваться результатами этих коллективных научных исследований в собственных корыстных целях.
В 2005 году бывшему директору уфимского Института проблем сверхпластичности металлов РАН Кайбышеву, гендиректору ЗАО "Компания ЦНИИМАШ-ЭКСПОРТ" Решетину предъявлено, в частности, обвинение в незаконном экспорте технологий.
Кроме того, заместителю Решетина Твердохлебову и его помощнику Рожкину предъявлено обвинение в присвоении денежных средств.
Подобные проблемы характерны не только для научных кругов. Так, завершено уголовное дело в отношении одного из руководителей департамента Минфина России, который передавал заинтересованным зарубежным представителям закрытую информацию, касающуюся проведения операций с зарубежными финансовыми активами России.
Известия: Николай Платонович, на фоне быстрого роста международных контактов нашей страны продолжают ли спецслужбы иностранных государств проводить разведывательные акции против России?
Патрушев: В последние годы Федеральной службой безопасности неоднократно пресекались попытки ряда зарубежных разведок использовать политику "открытости" и расширение политических, научно-технических и внешнеэкономических связей нашей страны для получения данных об уровне оборонного потенциала России, направлениях перспективных разработок в военной области и научных исследованиях фундаментального характера. При этом некоторые иностранные "партнеры" пытаются добывать образцы новейшего российского вооружения и технической документации, необходимой для организации его безлицензионного производства. В этой связи хотелось бы обратить внимание на их устойчивый интерес к российским ученым-секретоносителям.
Особым вниманием зарубежных спецслужб пользуется оборонно-промышленный комплекс и сфера военно-технического сотрудничества России.
В связи с наращиванием оборонно-промышленным комплексом (ОПК) России своей производственной деятельности, ростом экспортных показателей, расширением контактов с иностранными партнерами ФСБ России проводит целенаправленную работу по выявлению на ранних стадиях и пресечению указанной разведывательной и иной деятельности иностранных спецслужб.
Если говорить в целом об итогах деятельности по линии контрразведки, то в этом году пресечена деятельность 26 кадровых сотрудников и 67 агентов иностранных спецслужб. Выдворены из России 13 иностранцев, причастных к их деятельности.
Кроме того, не меньшее внимание уделяем надежной защите государственных секретов, оказанию содействия в защите коммерческой тайны и интеллектуальной собственности в целом.
ФСБ также в рамках своей компетенции содействует осуществлению комплекса мер, предпринимаемых президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации по дальнейшей нормализации ситуации в ОПК. И это, могу с удовлетворением отметить, дает свои плоды. Благодаря этим мерам ситуация в ОПК России постепенно нормализуется, очевидны перспективы ее улучшения.
Известия: Николай Платонович, ОПК - часть экономического организма России со всеми его реалиями, в том числе банкротствами. Как вы относитесь к банкротству как инструменту обеспечения экономической безопасности государства?
Патрушев: Признаюсь, осторожно. Мы отдаем себе отчет в том, что процедура банкротства может являться одним из основных инструментов реформирования стратегически важных отраслей экономики. Однако приходится констатировать, что в реальности эта процедура, если ее применение осуществлять в интересах недобросовестных заказчиков, приводит к масштабной ликвидации предприятий и организаций, в том числе оборонно-промышленного комплекса, утрате контроля над стратегически важными отраслями промышленности, снижению мобилизационного потенциала экономики.
По нашим данным, в настоящее время ряд коммерческих структур ведет активную работу по установлению контроля над деятельностью крупных предприятий и организаций, в том числе имеющих стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства в целях получения сверхприбыли от распродажи их наиболее ликвидных активов, уникального оборудования и крупных имущественных комплексов. Доход только от одного такого контролируемого банкротства крупного высокорентабельного предприятия может составлять миллиарды рублей.
При этом порожденная подобными акциями угроза экономической безопасности страны не исчерпывается прямым социально-экономическим ущербом. Принимая во внимание масштаб деятельности структур, специализирующихся на "заказных" банкротствах, а также особое значение объектов их устремлений, имеются основания полагать, что подобная схема ликвидации предприятий и организаций ведущих отраслей экономики Российской Федерации стимулируется в том числе за счет иностранного капитала.
Результатом таких хищнических по сути действий зачастую, увы, становится свертывание программ фундаментальных и прикладных научных исследований, срыв исполнения гособоронзаказа и рост социальной напряженности.
В этой ситуации мы, разумеется, не сидим сложа руки. Среди наших приоритетов - противодействие попыткам различных структур, в том числе криминальных, использовать процедуры приватизации и банкротства оборонных предприятий в целях, противоречащих интересам государства, а также разработка и осуществление, в пределах своей компетенции, комплекса мер по обеспечению и повышению уровня противодиверсионной и антитеррористической защищенности объектов оборонной промышленности.
Так, в рамках противодействия попыткам "заказного" банкротства предприятий органами Федеральной службы безопасности выявлена попытка ликвидировать через процедуру банкротства уникальное предприятие российского ОПК "Омский завод транспортного машиностроения" - крупнейшее специализированное стратегическое предприятие, способное в полном объеме обеспечить капитальный ремонт и модернизацию находящихся на вооружении Российской армии танков Т-80. В результате принятых мер было достигнуто взаимопонимание с представителями исполнительной власти и крупных коммерческих кредиторов по вопросу о необходимости реализации мероприятий по предупреждению банкротства "Омсктрансмаша". Правительство РФ поручило заинтересованным органам исполнительной власти принять меры, направленные на восстановление производственной деятельности этого уникального предприятия.
Также установлен факт вымогательства 5 млн. долларов США представителями коммерческой структуры "Системное проектирование бизнеса" у акционеров ОАО "Подольский электромеханический завод" за прекращение процедуры банкротства этого крупного стратегического предприятия. Совместно с ДЭБ МВД России нами было проведено мероприятие, в ходе которого подозреваемый в совершении вымогательства был задержан. По данному факту возбуждено уголовное дело, ведется следствие. Кроме того, получены данные о причастности представителей упомянутой коммерческой структуры к заказным процедурам банкротства целого ряда стратегических предприятий и организаций.
Одновременно в целях обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну при осуществлении процедур банкротства таких предприятий, ФСБ России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводит работу по созданию необходимой нормативной правовой базы, регулирующей вопросы допуска лиц, участвующих в процедурах финансового оздоровления указанных предприятий.
В результате в федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" несколько недель назад внесены изменения, в соответствии с которыми арбитражный управляющий, назначаемый на такие предприятия, обязан иметь допуск к гостайне. Кроме того, Минюст и Высший арбитражный суд Российской Федерации издали соответствующие ведомственные нормативные правовые акты.
Известия: В прошлом году президент России Владимир Путин среди задач Федеральной службы безопасности упомянул "борьбу с оргпреступностью и коррупцией", призвав отечественные спецслужбы быть способными "профессионально и грамотно защитить честного предпринимателя от криминального и, если нужно, от административного давления". Какой вклад ФСБ вносит в дело борьбы с коррупцией в нашей стране и с какими проблемами сталкивается?
Патрушев: Конечно, это комплексная задача, которую должны решать далеко не только спецслужбы и правоохранительные структуры, органы государственной власти, а также обязательно общественные организации.
Кроме того, для нас как спецслужбы особую важность представляет, с одной стороны, эффективно выявлять противоправную деятельность должностных лиц, а с другой - избежать вмешательства в управление предприятиями и компаниями, в экономическую и финансовую жизнь в целом.
С учетом этого органы безопасности занимаются борьбой с коррупцией на постоянной основе, применяя как профилактические меры, так и конкретные действия по пресечению данного вида правонарушений.
При этом хочу отметить, что коррумпированное поведение должностных лиц дискредитирует власть, а сам государственный аппарат теряет надежность и управляемость. Коррупция также отсекает от предпринимательской деятельности честных людей и по- настоящему эффективных управленцев как в государственном, так и в частном секторах. Ее высокий уровень и недостаточно развитая антикоррупционная законодательная база являются препятствием для интеграции России в мировое сообщество.
Именно поэтому в настоящее время осуществляется комплекс мер по созданию системы противодействия коррупции, уже дающих результаты. Так, за последнее время органами Федеральной службы безопасности выявлена и пресечена преступная деятельность целого ряда высокопоставленных чиновников государственной власти.
Приведу некоторые примеры. Так, задержан за вымогательство взяток в крупных размерах один из заместителей директора департамента финансового контроля и аудита Минпромэнерго России - замначальника Управления кредитных организаций ФНС России. В суд передано уголовное дело в отношении двух высокопоставленных сотрудников таможенных органов.
Приговорен к 3 годам лишения свободы без права занимать госдолжности в течение полутора лет вице-губернатор Корякского автономного округа, превысивший должностные полномочия и допустивший нецелевое расходование федеральных средств.
Известия: В борьбе с какими видами преступлений операции органов Федеральной службы безопасности приносят ощутимый экономический эффект?
Патрушев: Одним из таких направлений нашей деятельности является пресечение преступлений, связанных с контрабандой и мошенничеством. В уходящем году в производстве следователей ФСБ находилось 250 уголовных дел о контрабанде в отношении 306 человек и 164 уголовных дела о мошенничестве в отношении 257 человек.
В 2005 году судами рассмотрено 46 уголовных дел о контрабанде и 17 уголовных дел о мошенничестве. Осуждено 109 человек.
Во взаимодействии с таможенными органами пресечены попытки контрабандного ввоза в Россию крупных партий ювелирных изделий иностранного производства весом около 200 кг. По предварительной оценке экспертов, общая стоимость контрабандного груза составила более 5 млн. долларов США.
Совместно с таможенными органами и МВД России весной этого года перекрыт крупномасштабный канал контрабанды промышленных товаров на железнодорожном транспорте. Изъято промышленной продукции на сумму более 1 млн. долларов США. Было задержано более 150 вагонов с товарами народного потребления иностранного производства (обувь, верхняя одежда, текстиль, автозапчасти).
В 2005 году органами безопасности в результате реализации мер по выявлению, предупреждению и пресечению контрабанды изъято материальных ценностей на сумму 2,8 млрд. рублей.
Известия: Бюджетные финансовые потоки России, безусловно, также представляют лакомый кусок для преступников. Занимается ли ФСБ предупреждением таких преступлений?
Патрушев: Если рассматривать бюджетные средства как часть государственной собственности, которую мы обязаны защищать и оберегать, то ФСБ России рассматривает работу по контролю за целевым использованием финансовых средств и материально-технических ресурсов как одно из важных направлений своей деятельности. Полагаю, что основой нашей деятельности в этой области является предупредительная работа, а не карательные санкции.
Данная работа организуется и ведется на плановой основе во взаимодействии со Счетной палатой и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора Минфина России.
В течение 2005 года ФСБ России, исполняя поручение председателя правительства РФ, смогла устранить из процесса обеспечения льготников ряд недобросовестных страховых медицинских организаций и не допустить нецелевого расходования 3 млрд. бюджетных рублей. Кроме того, в результате оперативного сопровождения реализации федеральной целевой программы "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики" предотвращено нанесение ущерба госбюджету на сумму свыше 4 млрд. рублей. При этом также выявлены факты хищений на сумму более 800 млн. рублей.
Известия: Как ФСБ взаимодействует с Федеральной службой по финансовому мониторингу (ФСФМ) и что делается для противодействия легализации доходов, полученных преступным путем?
Патрушев: Органы Федеральной службы безопасности активно участвуют в борьбе с легализацией преступных доходов. В тесном взаимодействии с ФСФМ и МВД России нами достигнуты определенные результаты. Пресечен ряд источников финансирования и несколько каналов поступления материальных и финансовых средств террористическим и экстремистским группировкам.
Так, в Астраханской области в результате совместных с ФСФМ и МВД России мер возбуждено 21 уголовное дело в отношении группы лиц из числа приверженцев идей "ваххабизма", приобретавших крупные суммы наличной иностранной валюты за деньги, полученные в результате незаконной предпринимательской деятельности. Оборот этих операций превышал 25 млн. долларов США в год, а значительная часть денег переводилась в ряд стран Ближнего и Среднего Востока.
В этой связи уместно затронуть вопросы, связанные с предполагаемым расширением деятельности зарубежных банковских структур в России. В решении этой проблемы необходимо учитывать в приоритетном порядке интересы борьбы с финансированием терроризма и отмыванием преступных капиталов. Именно на это обратил внимание президент России на встрече с представителями банковского сообщества в Новосибирске. В.В. Путин высказался за сохранение запрета на деятельность филиалов иностранных банков на территории нашей страны в связи с "невозможностью в современных условиях отслеживать движение денег, капиталов". Об этом красноречиво свидетельствует и практика.
В Санкт-Петербурге недавно была пресечена деятельность преступной группы, организовавшей так называемую "теневую биржу" по обналичиванию и легализации денежных средств, полученных преступным путем, переводу капитала за границу и незаконному возмещению НДС. Установлено, что общая сумма средств, проведенных через эту "теневую биржу" за период с 2003 по 2005 год, составила десятки миллиардов рублей. Расследование продолжается.
С нашей точки зрения, именно развитие национальной банковской системы будет способствовать эффективности борьбы с указанными видами преступлений.
Известия: Николай Платонович, в 2003 году Пограничная служба, к тому моменту пять лет охранявшая морские биоресурсы России, возвращена в состав ФСБ. С какими проблемами сталкиваются пограничники при осуществлении этих функций? Какова ваша оценка ситуации в отрасли и что нужно сделать для обеспечения экономической безопасности страны в этой сфере?
Патрушев: С этого времени одним из наших приоритетов наряду с оснащением и модернизацией пограничной инфраструктуры стало благоустройство жизни и быта самих пограничников и членов их семей. К сожалению, этим ключевым аспектам ранее не уделялось должного внимания.
Ваши коллеги в СМИ широко обсуждают проблемы, с которыми каждый день сталкиваются пограничники при охране морских биоресурсов. Главная среди них - масштабный сверхлимитный вылов ценных пород рыбы, крабов и других водных биоресурсов в территориальном море и исключительной экономической зоне РФ с последующим их незаконным вывозом за рубеж и сокрытием вырученных валютных средств на счетах в иностранных банках. По оценкам экспертов, стоимость незаконно добываемых и вывозимых за пределы России биоресурсов может достигать 1 млрд. долларов США в год.
Представляется, что это межведомственная проблема, решением которой в комплексе должны заниматься практически все органы государственной власти.
В свою очередь, Пограничная служба уже предпринимает комплекс дополнительных мер, направленных на противодействие незаконному вывозу морских биоресурсов за рубеж и другим нарушениям в сфере их добычи.
Для усиления контроля за деятельностью промысловиков в территориальных водах и исключительной экономической зоне России наши подразделения береговой охраны делают акцент на активное использование авиации и космических средств. Мы развиваем морскую составляющую с учетом использования самого передового зарубежного опыта. Занимаемся оснащением подразделений береговой охраны современными кораблями и эффективными техническими средствами контроля. В 2005 году эти меры позволили изъять более полутора тысяч тонн незаконно выловленной морепродукции.
ФСБ России предложены изменения в российское законодательство с целью упрощения порядка пограничного оформления рыболовных судов, выходящих на промысел в российскую экономическую зону. В комплексе с рядом других, в том числе экономических, мер это должно способствовать повышению заинтересованности рыбопромышленников в глубокой переработке рыбной продукции на российском берегу, а не в вывозе за рубеж сырья.
Известия: Как бы вы подытожили итоги работы ФСБ по обеспечению экономической безопасности России в уходящем году?
Патрушев: ФСБ России, как и прежде, работает над выявлением внешних и внутренних угроз безопасности страны, включая экономические аспекты этой деятельности в условиях ускоряющегося процесса глобализации мировой экономики.
В результате нашей работы в прошедшем году предотвращено нанесение ущерба государству на сумму 41,5 млрд. рублей, а также обеспечено дополнительное поступление в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации средств на сумму 2,9 млрд. рублей. Выявлена и пресечена противоправная деятельность значительного числа коррупционеров в органах государственной власти различного уровня.
Результаты, как видите, есть. Хочу отметить, что все это было бы невозможно без помощи со стороны населения, на которое служба все в большей степени опирается в борьбе с разномастной преступностью и терроризмом. Только в этом году на "телефон доверия" ФСБ России поступило более 3200 звонков. Могу заверить, что эти сведения оказались полезны не только для нас, но и для наших коллег из других правоохранительных структур.
При этом хотел бы вновь подчеркнуть, что деятельность органов Федеральной службы безопасности в этой сфере подчинена выполнению общей для всех государственных органов задачи - содействия оптимальному социально-экономическому развитию страны в рамках тех приоритетов, которые определяются руководством России.
Пользуясь предоставленной мне возможностью, поздравляю всех, кто посвятил свою жизнь трудному и ответственному делу защиты интересов государства, обеспечения его безопасности, с профессиональным праздником - Днем работника органов безопасности. Желаю сотрудникам, ветеранам, вашим родным и близким крепкого здоровья, счастья и благополучия.