Если вы обладаете любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, просьба обращаться в ФСБ России по телефонам:
+7 (495) 224-22-22 8 (800) 224-22-22
Для получения информации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию российских и иностранных граждан (лиц без гражданства), выдачи пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, выдачи разрешения на неоднократное пересечение иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море обращаться в ВЕБ-ПРИЕМНУЮ ФСБ России
Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ
Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ
"ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ - НАСУЩНАЯ ПРОБЛЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ"
18.04.2001
Уважаемый Председатель!
Уважаемые Парламентарии!
Уважаемые участники конференции!
Позвольте поблагодарить Вас за приглашение принять участие в конференции, в ходе которой предстоит не только обсудить природу такого сложного явления как терроризм, но и выработать конкретные рекомендации по снижению его социальной опасности.
Терроризм давно сопровождает развитие, человеческой цивилизации. Однако именно в прошедшем XX веке в мире было совершено наибольшее количество преступлений террористического характера, что заставило многие государства мира всерьез задуматься над выработкой адекватных мер реагирования на это зло.
Последние события, связанные с захватом российского самолета, летевшего из Стамбула в Москву, активизация албанских экстремистов в бывшей Югославии и, наконец, взрывы в Ростове и Минеральных водах, унесшие десятки жизней - все это еще одно подтверждение тому, что человечеству и в новом тысячелетии придется столкнуться с проблемой поиска действенных механизмов обуздания этого деструктивного и крайне опасного феномена, который превратился, к сожалению, в постоянную реальную угрозу для гражданского общества.
Как социально-политическое явление современный терроризм представляет собой систему применения противоправного насилия для достижения политических целей. При этом нередко попытки воздействия на власть имеют опосредованный характер - через жертвы из числа случайных граждан.
Рассматривая терроризм как правовую категорию, следует выделить два составляющих её элемента. Во-первых, с точки зрения внутреннего (национального) законодательства террористические акты относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений, направленных на подрыв государственной власти, причиняющих значительный материальный ущерб, влекущих иные общественно опасные последствия.
Не менее важна другая составляющая терроризма - это преступные деяния на международной арене, сдерживающие объективный процесс углубления международных отношений.
В отличие от неизменной сущности терроризма формы его проявлений разнообразились, вбирая в себя последние достижения науки и техники. Современный терроризм имеет ряд особенностей, связанных с увеличением коммуникационных возможностей человечества и уровнем глобализации всех сфер общественного развития. Научно-технический прогресс, интенсивная хозяйственная кооперация, формирование качественно новых межгосударственных объединений, как ни "странно" увеличивают потенциал угроз терроризма. И сегодня этот потенциал таков, что позволяет решать задачи не только локального тактического, но и геополитического, стратегического характера. Убедительным аргументом этому могут служить скоординированные и управляемые усилия определенных политических кругов по формированию фактора нестабильности на южных рубежах Содружества Независимых Государств. Решается эта задача, в том числе и террористическими методами. Более того. Изменились и сами террористы. Если в конце 70-х, начале 80-х годов воины ислама (моджахеды) в той же Центральной Азии возникли и формировались как средство для усиления Соединенными Штатами своего влияния в этом геополитическом узле, препятствующее распространению коммунизма, то теперь это средство превратилось во вполне самодостаточную силу, имеющую претензии на собственные интересы в регионе, свои взгляды на роль и место ислама в эволюции цивилизации. И эти претензии простираются гораздо дальше политических границ Афганистана.
Оценка ситуации на Балканах, в Центральной Азии и на Северном Кавказе показывает, что в качестве инструментов достижения этих целей рассматриваются открытая вооруженная агрессия и собственно террористическая деятельность. А идейно-пропагандистскую основу терроризма составляют наиболее экстремистские (фундаменталистские) идеи ислама, такие как ваххабизм.
На мой взгляд, минимизация результативности вышеназванных составляющих терроризма и есть основа снижения его социальной опасности. В условиях Содружества это вполне достижимо, поскольку перспективы сотрудничества всех стран СНГ в борьбе с проявлениями международного терроризма объективно очень хорошие.
В пользу этого тезиса можно привести ряд аргументов.
Во-первых, после возникновения на постсоветском пространстве независимых государств их экономические, политические и духовные интересы объективно продолжают совпадать. Данное обстоятельство является мощным стимулом для сплочения усилий государств-участников СНГ в деле защиты своих интересов, в том числе и от угроз террористического свойства.
Во-вторых, обретя суверенитет, вновь образованные страны в составе СНГ столкнулись со сходным набором проблем: кризис экономики, обострение межнациональных отношений, возникновение сепаратистских тенденций, рост общеуголовной и организованной преступности, экстремизм и ряд других. Все перечисленные факторы вполне могут быть отнесены к числу причин и обстоятельств, способствующих разрастанию террористической угрозы. Следовательно, набор мер, направленных на ликвидацию названных детерминантов терроризма, во всех странах СНГ должен быть общим, а для реализации этих мер опять же требуются взаимодействие и взаимопомощь.
В-третьих, зачастую в качестве организаторов и исполнителей террористической деятельности выступают представители общеуголовной и организованной преступности, которая приобрела за последнее десятилетие в странах СНГ значительные масштабы и все чаще внедряется в сферу экономики и политики. Причем на фоне определенной разобщенности в действиях спецслужб и правоохранительных органов государств Содружества преступники умело используют прозрачность наших внутренних границ и взаимодействуют на порядок эффективнее, чем противостоящие им представители закона.
В-четвертых, в качестве аргумента, взывающего к сплочению усилий стран СНГ в борьбе с международным терроризмом, следует привести фактор, который я назвал бы "чеченским синдромом". Дело в том, что с начала 90-х годов один из субъектов Российской Федерации - Чечня превратился в мощный генератор преступности и терроризма, выплескивавшихся далеко за пределы самопровозглашенной "Ичкерии".
Авантюризм и амбиции верховной власти этой республики, а также целый комплекс неблагоприятных обстоятельств политического, экономического, исторического и иного характера сформировали уникальный криминальный анклав, где было реанимировано рабство, а основные доходы поступали исключительно за счет незаконной торговли нефтепродуктами, захвата заложников, бандитизма и грабежей. С осени 1999 года ценой значительных потерь, материальных и финансовых затрат российское руководство восстанавливает конституционный строй и правопорядок в Чеченской Республике. Это крайне тяжелый и болезненный процесс, одним из негативных последствий которого является расползание криминального опыта, накопленного в "Ичкерии", на территории других стран СНГ. Объясняется это тем, что боевики и просто бандиты, покидая Чечню, перебираются не только в другие регионы России, но и в страны Содружества, в основном туда, где имеются вайнахские землячества. Происходит расползание террористической угрозы, а для ее локализации и уничтожения требуется координация деятельности специальных служб и правоохранительных органов стран СНГ.
Борьба с терроризмом - это не монополия спецслужб и правоохранительных органов, это забота всего гражданского общества, всех органов государственной власти и управления. Президент Российской Федерации Путин в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации призвал представителей всех политических партий страны проявить чувство ответственности в вопросе урегулирования ситуации в Чеченской Республики. Мы, как представители органов безопасности, можем действовать только в рамках существующего правового поля, как в вопросах своей компетенции, так и в вопросах правоприменения. Поэтому считаю, что роль законодательных органов наших государств в вопросах выработки мер по обузданию терроризма весьма и весьма значительна.
Проблему законодательного регулирования совместного противодействия терроризму можно разнести на два больших блока. Первый - это формирование самого правового массива, то есть принятие законодательных актов, необходимых тем же спецслужбам и правоохранительным органам для повышения эффективности борьбы с терроризмом. Второй - это создание условий для повышения качества международного сотрудничества спецслужб в борьбе с терроризмом.
Говоря о формировании правовой базы как самостоятельной, так и совместной деятельности спецслужб, следует отметить, что, по моему мнению, основные усилия законодателей должны прилагаться к выработке правовых мер ликвидации финансовых источников терроризма. Так, один из его основных источников - это наркобизнес. В настоящее время Центрально-Азиатский регион превращается в основной канал транзита наркотиков из Афганистана в страны СНГ и Европу. Нужно сказать, что по тем же каналам идет проникновение оружия и нелегальных мигрантов, среди которых присутствуют эмиссары экстремистских исламских организаций и лица, завербованные для пополнения незаконных вооруженных формирований в Чечне. Имея в своем распоряжении постоянные и достаточно прибыльные источники доходов, террористы способны к серьезной самостоятельной активности не только на национальной территории, но и в трансграничном режиме. Развертывание такой деятельности возможно только при наличии сети структур для "отмывания" денег в виде контролируемых банков, фирм и организаций.
На законодательном уровне должны быть приняты правовые решения, обеспечивающие органам исполнительной и судебной власти возможность эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных как в результате упомянутой преступной деятельности, так и любыми другими незаконными способами. В этом плане считаю уместным упомянуть Договор СНГ о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем. Считаю, что это очень качественный достаточно подробный документ, способный стать основным договором СНГ в этой сфере.
Призываю парламентариев всех стран Содружества принять все меры по ратификации этого договора, а также разработке на его основе своих аналогичных законов, как, например, в Белоруссии. В России и Казахстане работа над таким законопроектом уже ведется. Важнейшее направление приложение сил законодателей - это принятие мер по разрушению идейно-пропагандистской основы терроризма. Сегодня налицо масштабное использование экстремистами информационно-пропагандистских технологий. При этом они активно демонстрируют общественности факты проявления насилия в отношении мирных граждан, зачастую не являющихся объектами террористических акций. В то же время освещение некоторыми средствами массовой информации конкретных террористических акций несет в себе порой не менее опасный потенциал, чем сами террористы.
В этой связи интересам обеспечения безопасности общества отвечает продуктивное взаимодействие средств массовой информации с властями, в том числе и правоохранительными органами, в плане противодействия угрозе терроризма.
Отдельно хотелось бы сказать о значении сближения отраслей национальных законодательств, касающихся борьбы с преступностью. Роль гармонизированного законодательства государств Содружества, касающегося деятельности спецслужб в области борьбы с преступностью и других сферах нашей совместной деятельности, весьма и весьма значительна. Унифицированное законодательство может выступать как средство реализации такого общепризнанного принципа международного права как неотвратимость наступления уголовной ответственности за совершенное преступление. Совпадающий по содержанию и форме уголовный закон позволит привлекать к уголовной ответственности любое лицо, совершившее преступление независимо от гражданства последнего и места совершения деяния. Это положение не дублирует универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, а скорее дополняет его. Унифицированное законодательство, безусловно, будет содействовать более качественному проведению согласованных и совместных оперативно-розыскных мероприятий на территории наших стран, осуществляемых уполномоченными органами государств Содружества по просьбе друг друга, а также процедуре экстрадиции (выдачи) иностранных граждан, совершивших преступление на территории своего государства и скрывающихся от преследования на территории того или иного государства СНГ.
Полностью разделяя мнение Председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи СЫТ Егора Семеновича Строева о том, что координация усилий и взаимодействие государств Содружества в борьбе с преступностью требуют более тесного сотрудничества в правовой сфере с выходом, в конечном счете, на образование общего правового пространства в интересах всех государств Содружества, не могу не выразить некоторой озабоченности, безусловно, известной многим в этом зале.
Речь идет о недостаточном, на наш взгляд, восприятии парламентами государств - участников СНГ правовых решений (законов), принимаемых на уровне Глав государств, правительств и Межпарламентской Ассамблеи.
Так, проблема ратификации договоров, принятых Советами глав государств и правительств, неоднократно становилась предметом обсуждения на встречах Глав государств Содружества. В частности. Президент Российской Федерации Путин 1 декабря 2000 года на встрече в Минске обратил внимание лидеров стран Содружества на то, что из 164 межгосударственных и межправительственных соглашений, подписанных за время существования СНГ, в силу вступило лишь 7.
Кроме того, шесть государств СНГ (половина участников Содружества) не провели необходимых внутригосударственных процедур в отношении Договора о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, принятым почти два года назад, в июне 1999 года. А ведь реализация его положений, если не в полной мере, то ощутимо и системно могла бы решить проблему сотрудничества государств Содружества в сфере противодействия терроризму и политическому экстремизму с позиций многостороннего подхода. О необходимости выработки системного (государственного) подхода к борьбе с терроризмом, полагаю, говорить излишне. Парламентарии могут и должны активнее указывать на недопустимость такого подхода к документам, налагающим на государство международные обязательства. От этого во многом зависит имидж и лицо каждого государства СНГ на международной арене, как самостоятельной политической единицы, как полноправного субъекта мирового сообщества.
Уважаемые участники конференции, как Председатель Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ, хочу выразить слова искренней благодарности представителям законодательной власти государств-участников СНГ за их активное участие в деятельности Межпарламентской Ассамблеи, а также экспертам и специалистам, занятым в работе ее постоянных комиссий - всем, чьи усилия направлены на решение стратегической задачи Ассамблеи - унификацию правовых систем наших стран и формирование на пространстве Содружества единого правового поля.
Благодарю за внимание.
Уважаемые Парламентарии!
Уважаемые участники конференции!
Позвольте поблагодарить Вас за приглашение принять участие в конференции, в ходе которой предстоит не только обсудить природу такого сложного явления как терроризм, но и выработать конкретные рекомендации по снижению его социальной опасности.
Терроризм давно сопровождает развитие, человеческой цивилизации. Однако именно в прошедшем XX веке в мире было совершено наибольшее количество преступлений террористического характера, что заставило многие государства мира всерьез задуматься над выработкой адекватных мер реагирования на это зло.
Последние события, связанные с захватом российского самолета, летевшего из Стамбула в Москву, активизация албанских экстремистов в бывшей Югославии и, наконец, взрывы в Ростове и Минеральных водах, унесшие десятки жизней - все это еще одно подтверждение тому, что человечеству и в новом тысячелетии придется столкнуться с проблемой поиска действенных механизмов обуздания этого деструктивного и крайне опасного феномена, который превратился, к сожалению, в постоянную реальную угрозу для гражданского общества.
Как социально-политическое явление современный терроризм представляет собой систему применения противоправного насилия для достижения политических целей. При этом нередко попытки воздействия на власть имеют опосредованный характер - через жертвы из числа случайных граждан.
Рассматривая терроризм как правовую категорию, следует выделить два составляющих её элемента. Во-первых, с точки зрения внутреннего (национального) законодательства террористические акты относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений, направленных на подрыв государственной власти, причиняющих значительный материальный ущерб, влекущих иные общественно опасные последствия.
Не менее важна другая составляющая терроризма - это преступные деяния на международной арене, сдерживающие объективный процесс углубления международных отношений.
В отличие от неизменной сущности терроризма формы его проявлений разнообразились, вбирая в себя последние достижения науки и техники. Современный терроризм имеет ряд особенностей, связанных с увеличением коммуникационных возможностей человечества и уровнем глобализации всех сфер общественного развития. Научно-технический прогресс, интенсивная хозяйственная кооперация, формирование качественно новых межгосударственных объединений, как ни "странно" увеличивают потенциал угроз терроризма. И сегодня этот потенциал таков, что позволяет решать задачи не только локального тактического, но и геополитического, стратегического характера. Убедительным аргументом этому могут служить скоординированные и управляемые усилия определенных политических кругов по формированию фактора нестабильности на южных рубежах Содружества Независимых Государств. Решается эта задача, в том числе и террористическими методами. Более того. Изменились и сами террористы. Если в конце 70-х, начале 80-х годов воины ислама (моджахеды) в той же Центральной Азии возникли и формировались как средство для усиления Соединенными Штатами своего влияния в этом геополитическом узле, препятствующее распространению коммунизма, то теперь это средство превратилось во вполне самодостаточную силу, имеющую претензии на собственные интересы в регионе, свои взгляды на роль и место ислама в эволюции цивилизации. И эти претензии простираются гораздо дальше политических границ Афганистана.
Оценка ситуации на Балканах, в Центральной Азии и на Северном Кавказе показывает, что в качестве инструментов достижения этих целей рассматриваются открытая вооруженная агрессия и собственно террористическая деятельность. А идейно-пропагандистскую основу терроризма составляют наиболее экстремистские (фундаменталистские) идеи ислама, такие как ваххабизм.
На мой взгляд, минимизация результативности вышеназванных составляющих терроризма и есть основа снижения его социальной опасности. В условиях Содружества это вполне достижимо, поскольку перспективы сотрудничества всех стран СНГ в борьбе с проявлениями международного терроризма объективно очень хорошие.
В пользу этого тезиса можно привести ряд аргументов.
Во-первых, после возникновения на постсоветском пространстве независимых государств их экономические, политические и духовные интересы объективно продолжают совпадать. Данное обстоятельство является мощным стимулом для сплочения усилий государств-участников СНГ в деле защиты своих интересов, в том числе и от угроз террористического свойства.
Во-вторых, обретя суверенитет, вновь образованные страны в составе СНГ столкнулись со сходным набором проблем: кризис экономики, обострение межнациональных отношений, возникновение сепаратистских тенденций, рост общеуголовной и организованной преступности, экстремизм и ряд других. Все перечисленные факторы вполне могут быть отнесены к числу причин и обстоятельств, способствующих разрастанию террористической угрозы. Следовательно, набор мер, направленных на ликвидацию названных детерминантов терроризма, во всех странах СНГ должен быть общим, а для реализации этих мер опять же требуются взаимодействие и взаимопомощь.
В-третьих, зачастую в качестве организаторов и исполнителей террористической деятельности выступают представители общеуголовной и организованной преступности, которая приобрела за последнее десятилетие в странах СНГ значительные масштабы и все чаще внедряется в сферу экономики и политики. Причем на фоне определенной разобщенности в действиях спецслужб и правоохранительных органов государств Содружества преступники умело используют прозрачность наших внутренних границ и взаимодействуют на порядок эффективнее, чем противостоящие им представители закона.
В-четвертых, в качестве аргумента, взывающего к сплочению усилий стран СНГ в борьбе с международным терроризмом, следует привести фактор, который я назвал бы "чеченским синдромом". Дело в том, что с начала 90-х годов один из субъектов Российской Федерации - Чечня превратился в мощный генератор преступности и терроризма, выплескивавшихся далеко за пределы самопровозглашенной "Ичкерии".
Авантюризм и амбиции верховной власти этой республики, а также целый комплекс неблагоприятных обстоятельств политического, экономического, исторического и иного характера сформировали уникальный криминальный анклав, где было реанимировано рабство, а основные доходы поступали исключительно за счет незаконной торговли нефтепродуктами, захвата заложников, бандитизма и грабежей. С осени 1999 года ценой значительных потерь, материальных и финансовых затрат российское руководство восстанавливает конституционный строй и правопорядок в Чеченской Республике. Это крайне тяжелый и болезненный процесс, одним из негативных последствий которого является расползание криминального опыта, накопленного в "Ичкерии", на территории других стран СНГ. Объясняется это тем, что боевики и просто бандиты, покидая Чечню, перебираются не только в другие регионы России, но и в страны Содружества, в основном туда, где имеются вайнахские землячества. Происходит расползание террористической угрозы, а для ее локализации и уничтожения требуется координация деятельности специальных служб и правоохранительных органов стран СНГ.
Борьба с терроризмом - это не монополия спецслужб и правоохранительных органов, это забота всего гражданского общества, всех органов государственной власти и управления. Президент Российской Федерации Путин в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации призвал представителей всех политических партий страны проявить чувство ответственности в вопросе урегулирования ситуации в Чеченской Республики. Мы, как представители органов безопасности, можем действовать только в рамках существующего правового поля, как в вопросах своей компетенции, так и в вопросах правоприменения. Поэтому считаю, что роль законодательных органов наших государств в вопросах выработки мер по обузданию терроризма весьма и весьма значительна.
Проблему законодательного регулирования совместного противодействия терроризму можно разнести на два больших блока. Первый - это формирование самого правового массива, то есть принятие законодательных актов, необходимых тем же спецслужбам и правоохранительным органам для повышения эффективности борьбы с терроризмом. Второй - это создание условий для повышения качества международного сотрудничества спецслужб в борьбе с терроризмом.
Говоря о формировании правовой базы как самостоятельной, так и совместной деятельности спецслужб, следует отметить, что, по моему мнению, основные усилия законодателей должны прилагаться к выработке правовых мер ликвидации финансовых источников терроризма. Так, один из его основных источников - это наркобизнес. В настоящее время Центрально-Азиатский регион превращается в основной канал транзита наркотиков из Афганистана в страны СНГ и Европу. Нужно сказать, что по тем же каналам идет проникновение оружия и нелегальных мигрантов, среди которых присутствуют эмиссары экстремистских исламских организаций и лица, завербованные для пополнения незаконных вооруженных формирований в Чечне. Имея в своем распоряжении постоянные и достаточно прибыльные источники доходов, террористы способны к серьезной самостоятельной активности не только на национальной территории, но и в трансграничном режиме. Развертывание такой деятельности возможно только при наличии сети структур для "отмывания" денег в виде контролируемых банков, фирм и организаций.
На законодательном уровне должны быть приняты правовые решения, обеспечивающие органам исполнительной и судебной власти возможность эффективно противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных как в результате упомянутой преступной деятельности, так и любыми другими незаконными способами. В этом плане считаю уместным упомянуть Договор СНГ о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем. Считаю, что это очень качественный достаточно подробный документ, способный стать основным договором СНГ в этой сфере.
Призываю парламентариев всех стран Содружества принять все меры по ратификации этого договора, а также разработке на его основе своих аналогичных законов, как, например, в Белоруссии. В России и Казахстане работа над таким законопроектом уже ведется. Важнейшее направление приложение сил законодателей - это принятие мер по разрушению идейно-пропагандистской основы терроризма. Сегодня налицо масштабное использование экстремистами информационно-пропагандистских технологий. При этом они активно демонстрируют общественности факты проявления насилия в отношении мирных граждан, зачастую не являющихся объектами террористических акций. В то же время освещение некоторыми средствами массовой информации конкретных террористических акций несет в себе порой не менее опасный потенциал, чем сами террористы.
В этой связи интересам обеспечения безопасности общества отвечает продуктивное взаимодействие средств массовой информации с властями, в том числе и правоохранительными органами, в плане противодействия угрозе терроризма.
Отдельно хотелось бы сказать о значении сближения отраслей национальных законодательств, касающихся борьбы с преступностью. Роль гармонизированного законодательства государств Содружества, касающегося деятельности спецслужб в области борьбы с преступностью и других сферах нашей совместной деятельности, весьма и весьма значительна. Унифицированное законодательство может выступать как средство реализации такого общепризнанного принципа международного права как неотвратимость наступления уголовной ответственности за совершенное преступление. Совпадающий по содержанию и форме уголовный закон позволит привлекать к уголовной ответственности любое лицо, совершившее преступление независимо от гражданства последнего и места совершения деяния. Это положение не дублирует универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве, а скорее дополняет его. Унифицированное законодательство, безусловно, будет содействовать более качественному проведению согласованных и совместных оперативно-розыскных мероприятий на территории наших стран, осуществляемых уполномоченными органами государств Содружества по просьбе друг друга, а также процедуре экстрадиции (выдачи) иностранных граждан, совершивших преступление на территории своего государства и скрывающихся от преследования на территории того или иного государства СНГ.
Полностью разделяя мнение Председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи СЫТ Егора Семеновича Строева о том, что координация усилий и взаимодействие государств Содружества в борьбе с преступностью требуют более тесного сотрудничества в правовой сфере с выходом, в конечном счете, на образование общего правового пространства в интересах всех государств Содружества, не могу не выразить некоторой озабоченности, безусловно, известной многим в этом зале.
Речь идет о недостаточном, на наш взгляд, восприятии парламентами государств - участников СНГ правовых решений (законов), принимаемых на уровне Глав государств, правительств и Межпарламентской Ассамблеи.
Так, проблема ратификации договоров, принятых Советами глав государств и правительств, неоднократно становилась предметом обсуждения на встречах Глав государств Содружества. В частности. Президент Российской Федерации Путин 1 декабря 2000 года на встрече в Минске обратил внимание лидеров стран Содружества на то, что из 164 межгосударственных и межправительственных соглашений, подписанных за время существования СНГ, в силу вступило лишь 7.
Кроме того, шесть государств СНГ (половина участников Содружества) не провели необходимых внутригосударственных процедур в отношении Договора о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, принятым почти два года назад, в июне 1999 года. А ведь реализация его положений, если не в полной мере, то ощутимо и системно могла бы решить проблему сотрудничества государств Содружества в сфере противодействия терроризму и политическому экстремизму с позиций многостороннего подхода. О необходимости выработки системного (государственного) подхода к борьбе с терроризмом, полагаю, говорить излишне. Парламентарии могут и должны активнее указывать на недопустимость такого подхода к документам, налагающим на государство международные обязательства. От этого во многом зависит имидж и лицо каждого государства СНГ на международной арене, как самостоятельной политической единицы, как полноправного субъекта мирового сообщества.
Уважаемые участники конференции, как Председатель Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ, хочу выразить слова искренней благодарности представителям законодательной власти государств-участников СНГ за их активное участие в деятельности Межпарламентской Ассамблеи, а также экспертам и специалистам, занятым в работе ее постоянных комиссий - всем, чьи усилия направлены на решение стратегической задачи Ассамблеи - унификацию правовых систем наших стран и формирование на пространстве Содружества единого правового поля.
Благодарю за внимание.