Распечатать
КРУГЛЫЙ СТОЛ В ЖУРНАЛЕ "ПОЛИТИКА": БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ. КАКОЙ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?
10.12.2001
"Политика". №53, 2001 год
Борьба с терроризмом является одной из приоритетных задач органов ФСБ России. В настоящее время доминирующую угрозу для нашего общества, для мира в целом представляют силы международного терроризма. После трагических событий 11 сентября уходящего года это стало очевидным для всех здравомыслящих людей планеты. Россия, столкнувшись с проявлениями международного терроризма на своей территории, своевременно предупреждала мировое сообщество о грядущих опасностях. К сожалению, это не нашло должного понимания у некоторых стран, их спецслужб и правоохранительных органов.
На Северном Кавказе, в Дагестане, летом 1999 года международный терроризм пытался проверить на прочность нашу государственность, если хотите, силу духа нашей многонациональной Федерации. Обнаглевшие и поверившие в свою безнаказанность вооруженные банды намеревались продолжить экспансию сил международного терроризма не только на Дагестан, но и другие регионы Российской Федерации и сопредельные государства. Руководство страны, выражая интересы народа России, проявило политическую волю и адекватно ответило на вызов, но надо признать - борьба еще не завершена. Сейчас она перешла в другую фазу. Уверен, мы всё преодолеем, сохраним целостность страны, обеспечим мир и спокойствие людей, если объединим усилия государства и общества в борьбе с этим злом. Спецслужбы и правоохранительные органы без поддержки и всемерной помощи граждан, органов исполнительной, законодательной и судебной власти, - в одиночку эту задачу не решат.
В контексте проведения антитеррористической операции в Афганистане, сложных процессов, разворачивающихся в мусульманском мире, хотел бы подчеркнуть еще один момент, имеющий самое серьезное значение для судеб многоконфессионной России. В борьбе с международными террористами речь не идет о противодействии исламу, как одной из уважаемых мировых религий. Наша принципиальная позиция по этому вопросу ясна и однозначна.
Носители террористической угрозы, совершающие преступные действия, приводящие к массовой гибели ни в чем не повинных людей, не имеют ни национальности, ни вероисповедания. Терроризм по своей сути глубоко асоциален, какими бы политическими и религиозными лозунгами он не прикрывался. Причина их использования лидерами и идеологами международного терроризма банальна. За ними они пытаются скрыть свою криминальную сущность, жажду власти и влияния, свои корыстные интересы. При этом в ход идет всё - и спекуляция на объективно существующих общественных противоречиях, и игра на нуждах и чаяниях простых людей. Апеллирование к религиозным чувствам верующих - это лишь средство получения поддержки населения ряда мусульманских стран, а также способ привлечения финансовых ресурсов для своего преступного "бизнеса".
Именно по этому активными участниками борьбы с международным терроризмом должны стать, на мой взгляд, авторитетные лидеры мусульманского духовенства. Не могут остаться в стороне и серьезные, обладающие гражданской позицией лидеры общественных объединений и политических партий, ученые-обществоведы, юристы.
Ключевое значение в борьбе с терроризмом имеет адекватная реалиям времени нормативная правовая база. Демократическое государство должно уметь защищаться.
Непосредственно проблему законодательного регулирования противодействия терроризму, в том числе международному, можно было бы разбить на два больших блока. Первый - это формирование самого правового массива, т.е. принятие законодательных актов, необходимых тем же спецслужбам и правоохранительным органам для повышения эффективности борьбы с терроризмом. Второй - это создание условий для повышения качества международного сотрудничества спецслужб по противодействию этому злу. При этом, на наш взгляд, приоритетные усилия законодателей должны быть направлены на выработку правовых мер ликвидации материальной базы терроризма.
Одним из основных его финансовых источников является наркобизнес. В настоящее время действуют устойчивые каналы транзита наркотиков из Афганистана в страны СНГ и Европу. Этим же путем осуществляются контрабанда оружия и проникновение нелегальных мигрантов, среди которых присутствуют эмиссары экстремистских исламских организаций, а также лица, завербованные для пополнения незаконных вооруженных формирований в Чечне. Имея в своем распоряжении постоянные источники доходов, террористы способны к активной деятельности не только на национальной территории, но и в трансграничном режиме. Ее развертывание возможно только при наличии сети структур для отмывания денег в виде контролируемых банков, фирм и организаций.
В этой связи считаю уместным упомянуть подписанный в рамках СНГ Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем - важный документ, способный стать основным договором Содружества в этой сфере. Сейчас необходимо, чтобы во всех странах СНГ были приняты меры по ратификации данного Договора, а также разработке на его основе национальных законов, как, например, в Беларуси. В России и Казахстане работа над такими законопроектами уже ведется.
Вопросам унификации законодательства государств СНГ, касающегося деятельности спецслужб в области борьбы с терроризмом, нами уделяется большое внимание. Так, на одном из заседаний Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ (СОРБ) в качестве одной из первоочередных задач выделено сближение национальных законодательств стран Содружества в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, незаконным международным оборотом наркотиков и организованной преступностью. Летом прошлого года было подписано Соглашение о взаимодействии с Советом Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (МПА СНГ). С этого момента деловые конструктивные отношения с МПА были закреплены нормативно. В настоящее время специалисты СОРБ принимают самое активное участие в работе постоянных комиссий Ассамблеи. Предложения СОРБ внесены в план законопроектной работы МПА на период до 2005 года.
В апреле 2001 года МПА и СОРБ СНГ была проведена первая международная научно-практическая конференция <Международный терроризм: истоки и противодействие>. Вторая конференция планируется на март 2002 года.
Унифицированное законодательство будет содействовать более качественному проведению согласованных и совместных оперативно-розыскных мероприятий на территории наших стран.
В решении задач противодействия терроризму необходимо более активное участие средств массовой информации, потенциал которых в этой области используется еще недостаточно. А ведь это - одно из серьезнейших направлений деятельности по разрушению идейно-пропагандистской основы терроризма.
Сегодня налицо масштабное использование экстремистами информационных технологий манипулирования и деструктивного воздействия на сознание людей. При этом они активно используют методы и приемы психологической войны. В то же время, тенденциозное освещение некоторыми средствами массовой информации конкретных террористических акций порой представляет собой не меньшую угрозу, чем сами террористы.
Вступив в XXI век, мы все еще слабо используем информационное пространство, возможности медиа-структур в борьбе с терроризмом, в обеспечении безопасности личности, общества и государства, хотя такой опыт уже есть и будет активно применяться.
На Северном Кавказе, в Дагестане, летом 1999 года международный терроризм пытался проверить на прочность нашу государственность, если хотите, силу духа нашей многонациональной Федерации. Обнаглевшие и поверившие в свою безнаказанность вооруженные банды намеревались продолжить экспансию сил международного терроризма не только на Дагестан, но и другие регионы Российской Федерации и сопредельные государства. Руководство страны, выражая интересы народа России, проявило политическую волю и адекватно ответило на вызов, но надо признать - борьба еще не завершена. Сейчас она перешла в другую фазу. Уверен, мы всё преодолеем, сохраним целостность страны, обеспечим мир и спокойствие людей, если объединим усилия государства и общества в борьбе с этим злом. Спецслужбы и правоохранительные органы без поддержки и всемерной помощи граждан, органов исполнительной, законодательной и судебной власти, - в одиночку эту задачу не решат.
В контексте проведения антитеррористической операции в Афганистане, сложных процессов, разворачивающихся в мусульманском мире, хотел бы подчеркнуть еще один момент, имеющий самое серьезное значение для судеб многоконфессионной России. В борьбе с международными террористами речь не идет о противодействии исламу, как одной из уважаемых мировых религий. Наша принципиальная позиция по этому вопросу ясна и однозначна.
Носители террористической угрозы, совершающие преступные действия, приводящие к массовой гибели ни в чем не повинных людей, не имеют ни национальности, ни вероисповедания. Терроризм по своей сути глубоко асоциален, какими бы политическими и религиозными лозунгами он не прикрывался. Причина их использования лидерами и идеологами международного терроризма банальна. За ними они пытаются скрыть свою криминальную сущность, жажду власти и влияния, свои корыстные интересы. При этом в ход идет всё - и спекуляция на объективно существующих общественных противоречиях, и игра на нуждах и чаяниях простых людей. Апеллирование к религиозным чувствам верующих - это лишь средство получения поддержки населения ряда мусульманских стран, а также способ привлечения финансовых ресурсов для своего преступного "бизнеса".
Именно по этому активными участниками борьбы с международным терроризмом должны стать, на мой взгляд, авторитетные лидеры мусульманского духовенства. Не могут остаться в стороне и серьезные, обладающие гражданской позицией лидеры общественных объединений и политических партий, ученые-обществоведы, юристы.
Ключевое значение в борьбе с терроризмом имеет адекватная реалиям времени нормативная правовая база. Демократическое государство должно уметь защищаться.
Непосредственно проблему законодательного регулирования противодействия терроризму, в том числе международному, можно было бы разбить на два больших блока. Первый - это формирование самого правового массива, т.е. принятие законодательных актов, необходимых тем же спецслужбам и правоохранительным органам для повышения эффективности борьбы с терроризмом. Второй - это создание условий для повышения качества международного сотрудничества спецслужб по противодействию этому злу. При этом, на наш взгляд, приоритетные усилия законодателей должны быть направлены на выработку правовых мер ликвидации материальной базы терроризма.
Одним из основных его финансовых источников является наркобизнес. В настоящее время действуют устойчивые каналы транзита наркотиков из Афганистана в страны СНГ и Европу. Этим же путем осуществляются контрабанда оружия и проникновение нелегальных мигрантов, среди которых присутствуют эмиссары экстремистских исламских организаций, а также лица, завербованные для пополнения незаконных вооруженных формирований в Чечне. Имея в своем распоряжении постоянные источники доходов, террористы способны к активной деятельности не только на национальной территории, но и в трансграничном режиме. Ее развертывание возможно только при наличии сети структур для отмывания денег в виде контролируемых банков, фирм и организаций.
В этой связи считаю уместным упомянуть подписанный в рамках СНГ Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем - важный документ, способный стать основным договором Содружества в этой сфере. Сейчас необходимо, чтобы во всех странах СНГ были приняты меры по ратификации данного Договора, а также разработке на его основе национальных законов, как, например, в Беларуси. В России и Казахстане работа над такими законопроектами уже ведется.
Вопросам унификации законодательства государств СНГ, касающегося деятельности спецслужб в области борьбы с терроризмом, нами уделяется большое внимание. Так, на одном из заседаний Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ (СОРБ) в качестве одной из первоочередных задач выделено сближение национальных законодательств стран Содружества в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма, незаконным международным оборотом наркотиков и организованной преступностью. Летом прошлого года было подписано Соглашение о взаимодействии с Советом Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (МПА СНГ). С этого момента деловые конструктивные отношения с МПА были закреплены нормативно. В настоящее время специалисты СОРБ принимают самое активное участие в работе постоянных комиссий Ассамблеи. Предложения СОРБ внесены в план законопроектной работы МПА на период до 2005 года.
В апреле 2001 года МПА и СОРБ СНГ была проведена первая международная научно-практическая конференция <Международный терроризм: истоки и противодействие>. Вторая конференция планируется на март 2002 года.
Унифицированное законодательство будет содействовать более качественному проведению согласованных и совместных оперативно-розыскных мероприятий на территории наших стран.
В решении задач противодействия терроризму необходимо более активное участие средств массовой информации, потенциал которых в этой области используется еще недостаточно. А ведь это - одно из серьезнейших направлений деятельности по разрушению идейно-пропагандистской основы терроризма.
Сегодня налицо масштабное использование экстремистами информационных технологий манипулирования и деструктивного воздействия на сознание людей. При этом они активно используют методы и приемы психологической войны. В то же время, тенденциозное освещение некоторыми средствами массовой информации конкретных террористических акций порой представляет собой не меньшую угрозу, чем сами террористы.
Вступив в XXI век, мы все еще слабо используем информационное пространство, возможности медиа-структур в борьбе с терроризмом, в обеспечении безопасности личности, общества и государства, хотя такой опыт уже есть и будет активно применяться.