Распечатать
ПАССАЖИРЫ ОСВОБОЖДЕНЫ - И ЭТО ГЛАВНОЕ
20.03.2001
Интервью с первым заместителем Директора ФСБ Владимиром ПРОНИЧЕВЫМ "Российская газета", 20.03.2001 года
- Владимир Егорович, удалось ли держать ситуацию под контролем по ходу всей операции и в чем были сложности?
- Террористы постоянно меняли свои требования и надо было мгновенно реагировать на них.
- Как известно, ни Каир, ни Дамаск не дали согласия на посадку, это по вашей подсказке из-за опасения, что там могут быть сообщники?
- Нет, такое решение они приняли самостоятельно.
- Почему самолет посадили именно в Медине?
- Террористы сами указали этот пункт. Сначала называли Джадду, затем - Медину. Мы узнали о посадке через наш МИД.
- Как вы узнавали обо всем, что происходило с самолетом и в нем самом, с кем штаб поддерживал связь?
- Нам очень помогали по своим каналам МИД и МВД, кроме того, у нас была связь с экипажем Ту-154.
- Вы давали им советы и рекомендации?
- Конечно. Могу сказать, что экипаж к ним прислушивался.
- Спецназу Саудовской Аравии вы тоже оказывали помощь и если да, то какую?
- Передали им всю информацию, какой располагали, о составе банды террористов, их установленном и возможном оружии, а также об особенностях лайнера Ту-154, наиболее важных с точки зрения операции по освобождению заложников.
- Информагентства сообщали, что спецназовцы Саудовской Аравии ночью тренировались на другом самолете Ту-154, который якобы специально пригнали. Это был российский самолет, на нем были специалисты по антитеррору из ФСБ?
- Нет, мы туда самолета не направляли. У нас стояли в готовности Ил-62 для перевозки пассажиров после их освобождения и Ту-154 с отрядом нашей "Альфы".
- Почему саудовцы отказались от наших услуг по освобождению заложников?
- Они решили сделать это своими силами.
- Но они шли на контакт с вами?
- Полностью. Для нас было особенно важно, чтобы самолет не был угнан в Афганистан, тогда освобождение пассажиров, экипажа и лайнера было бы очень проблематичным. Саудовская Аравия выполнила требование международного договора по борьбе с терроризмом на воздушных судах, по которому если самолет сел, он не должен больше взлететь - либо террористы освобождают заложников, либо это достигается силовым методом.
- На ваш взгляд, спецназ Саудовской Аравии действовал достаточно профессионально, лучше или хуже нашей "Альфы"?
- Операция состоялась, ее цель достигнута, пассажиры освобождены - и это главное. Конечно, жаль, что не обошлось без жертв. Но силовая акция - это всегда риск. Окажись у террористов хорошо спрятанные взрывные устройства, опасность была бы еще выше. Сравнивать же действия тех и других не совсем этично. Конечно, опыта действий на этом типе самолета у наших спецназовцев значительно больше, ведь для саудовцев это был первый такой случай.
- А как действовал наш экипаж?
- Очень грамотно, профессионально и мужественно. В том, что результат именно такой - их большая заслуга.
- Почему же погибла Юля Фомина, по роковой случайности или что-то не было до конца предусмотрено?
- Она действовала тоже геройски. В ее задачу входило добиться, чтобы в момент штурма люди упали на пол, тогда меньше риск потерь. Она стояла и следила за этим...
- Будет ли точно установлено, как конкретно она погибла?
- И это, и все другие обстоятельства трагедии. Мы опрашиваем всех пассажиров и экипаж, чтобы по секундам восстановить всю картину теракта с самого начала и до конца. По факту террористического захвата самолета возбуждено уголовное дело, и в его рамках будет дана оценка действиям всех его участников.
Интервью взял Борис ЯМШАНОВ.
- Террористы постоянно меняли свои требования и надо было мгновенно реагировать на них.
- Как известно, ни Каир, ни Дамаск не дали согласия на посадку, это по вашей подсказке из-за опасения, что там могут быть сообщники?
- Нет, такое решение они приняли самостоятельно.
- Почему самолет посадили именно в Медине?
- Террористы сами указали этот пункт. Сначала называли Джадду, затем - Медину. Мы узнали о посадке через наш МИД.
- Как вы узнавали обо всем, что происходило с самолетом и в нем самом, с кем штаб поддерживал связь?
- Нам очень помогали по своим каналам МИД и МВД, кроме того, у нас была связь с экипажем Ту-154.
- Вы давали им советы и рекомендации?
- Конечно. Могу сказать, что экипаж к ним прислушивался.
- Спецназу Саудовской Аравии вы тоже оказывали помощь и если да, то какую?
- Передали им всю информацию, какой располагали, о составе банды террористов, их установленном и возможном оружии, а также об особенностях лайнера Ту-154, наиболее важных с точки зрения операции по освобождению заложников.
- Информагентства сообщали, что спецназовцы Саудовской Аравии ночью тренировались на другом самолете Ту-154, который якобы специально пригнали. Это был российский самолет, на нем были специалисты по антитеррору из ФСБ?
- Нет, мы туда самолета не направляли. У нас стояли в готовности Ил-62 для перевозки пассажиров после их освобождения и Ту-154 с отрядом нашей "Альфы".
- Почему саудовцы отказались от наших услуг по освобождению заложников?
- Они решили сделать это своими силами.
- Но они шли на контакт с вами?
- Полностью. Для нас было особенно важно, чтобы самолет не был угнан в Афганистан, тогда освобождение пассажиров, экипажа и лайнера было бы очень проблематичным. Саудовская Аравия выполнила требование международного договора по борьбе с терроризмом на воздушных судах, по которому если самолет сел, он не должен больше взлететь - либо террористы освобождают заложников, либо это достигается силовым методом.
- На ваш взгляд, спецназ Саудовской Аравии действовал достаточно профессионально, лучше или хуже нашей "Альфы"?
- Операция состоялась, ее цель достигнута, пассажиры освобождены - и это главное. Конечно, жаль, что не обошлось без жертв. Но силовая акция - это всегда риск. Окажись у террористов хорошо спрятанные взрывные устройства, опасность была бы еще выше. Сравнивать же действия тех и других не совсем этично. Конечно, опыта действий на этом типе самолета у наших спецназовцев значительно больше, ведь для саудовцев это был первый такой случай.
- А как действовал наш экипаж?
- Очень грамотно, профессионально и мужественно. В том, что результат именно такой - их большая заслуга.
- Почему же погибла Юля Фомина, по роковой случайности или что-то не было до конца предусмотрено?
- Она действовала тоже геройски. В ее задачу входило добиться, чтобы в момент штурма люди упали на пол, тогда меньше риск потерь. Она стояла и следила за этим...
- Будет ли точно установлено, как конкретно она погибла?
- И это, и все другие обстоятельства трагедии. Мы опрашиваем всех пассажиров и экипаж, чтобы по секундам восстановить всю картину теракта с самого начала и до конца. По факту террористического захвата самолета возбуждено уголовное дело, и в его рамках будет дана оценка действиям всех его участников.
Интервью взял Борис ЯМШАНОВ.