Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
не нуждается
(заключение Минюста России
от 13 августа 1998 г.
№ 5410-ВЭ)
оформления допуска к особой важнос-
ти, совершенно секретным и секрет-
ным сведениям и доступа к государс-
твенной тайне в органах федеральной
военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы бе-
зопасности, а также граждан, поступающих на военную службу (работу) в
эти органы, и совершенствования доступа к находящимся в ведении орга-
нов федеральной службы безопасности особой важности, совершенно сек-
ретным и секретным сведениям,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить Инструкцию о порядке оформления допуска к особой важ-
ности, совершенно секретным и секретным сведениям и доступа к госу-
дарственной тайне в органах федеральной службы безопасности (прилага-
ется, далее именуется - Инструкция).
2.Начальникам территориальных органов безопасности, органов безо-
пасности в войсках, учебных заведений ФСБ России, руководителям предп-
риятий, учреждений и организаций ФСБ России, начальникам подразделений
департаментов ФСБ России, подразделений ФСБ России обеспечить:
изучение и исполнение военнослужащими и гражданским персоналом
положений Инструкции в части, их касающейся;
приведение учетной документации, связанной с допуском к государс-
твенной тайне военнослужащих и гражданского персонала, в соответствие
с требованиями Инструкции.
3. Управлению материально-технического обеспечения совместно с
финансово-экономическим управлением Департамента обеспечения деятель-
ности ФСБ России обеспечить изготовление форм документации, предусмот-
ренных Инструкцией, и их выдачу кадровым аппаратам органов федеральной
службы безопасности.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управ-
ление кадров Департамента по организационно-кадровой работе ФСБ Рос-
сии.
Директор Н.Ковалев
к приказу ФСБ России
от 10 июля 1998 г.
№ 282
важности, совершенно секретным и секретным
сведениям и доступа к государственной тайне
в органах федеральной службы безопасности
Настоящая Инструкция разработана в соответствии с пунктом 2 Инс-
трукции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федера-
ции к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050 (Собрание законода-
тельства Российской Федерации, 1997, N 43, ст.4987)1 с учетом части 1
статьи 7 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах
федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (Собрание за-
конодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст.1269), статей 15 и
38 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выез-
да из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4029) и пункта 9
Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, ут-
вержденного Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г.
N 633 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26,
ст.2453).
______________
1 Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Фе-
дерации к государственной тайне, утвержденная постановлением Прави-
тельства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050, далее для
краткости именуется "Инструкция N 1050-95 г.".
I. Общие положения
1. Граждане Российской Федерации1, в том числе прибывающие в по-
рядке откомандирования из других федеральных органов исполнительной
власти, могут быть зачислены на военную службу (приняты на работу) в
органы федеральной службы безопасности2 только после прохождения про-
цедуры оформления (переоформления) допуска к сведениям, составляющим
государственную тайну (далее - допуск, если иное не оговорено особо) в
порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Перемещения военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала
органов безопасности на должности, предусматривающие доступ к сведени-
ям более высокой степени секретности, могут быть произведены только
после оформления им допуска по соответствующей форме в порядке, уста-
новленном настоящей Инструкцией.
2. Решения о допуске, равно как и решения об отказе в допуске в
отношении подчиненных военнослужащих, гражданского персонала, а также
оформляемых на военную службу (работу) в органы безопасности граж-
дан3, с учетом результатов проверочных мероприятий принимают началь-
ники (руководители) органов безопасности4, которым от имени ФСБ
России предоставлено право заключать контракт о прохождении военной
службы (трудовой договор (контракт) с поступающими на военную службу
(работу) гражданами. Они же в случаях, изложенных в пунктах 14 и 15
Инструкции N 1050-95 г., принимают решения об изменении формы допуска
или прекращении допуска подчиненных военнослужащих и гражданского пер-
сонала, выполняют иные функции, предусмотренные указанной Инструкцией
для руководителей организаций, а также несут возложенную ею на руково-
дителей организаций ответственность.
________________
1 Далее именуются "граждане".
2 В настоящей Инструкции под органами федеральной службы безопасности
имеются ввиду территориальные органы безопасности, органы безопасности
в войсках, учебные заведения и подразделения ФСБ России, а также под-
разделения департаментов ФСБ России и входящие в них учреждения,
предприятия и организации, которые далее именуются "органы безопаснос-
ти", если не оговорено иное.
3 Далее именуются "оформляемые лица", если не оговорено иное.
4 Далее именуются "начальники органов безопасности".
3. Организация и обеспечение деятельности, связанной с допуском
военнослужащих и гражданского персонала, а также граждан, поступающих
на военную службу (работу) в органы безопасности, в том числе и прове-
дение предусмотренных процедурой допуска проверочных мероприятий, воз-
лагаются на службы, отделы, направления, отделения и группы (отдельных
работников) кадров соответствующих органов безопасности1. При этом вы-
полнение обязанностей, установленных Инструкцией N 1050-95 г. для под-
разделений по защите государственной тайны, осуществляется специально
назначенными приказами начальников органов безопасности сотрудниками
(работниками) кадровых аппаратов.
Методическую и практическую помощь кадровым аппаратам в организа-
ции и осуществлении их деятельности по допуску оказывают режимные под-
разделения (в случае их наличия в органах безопасности). Управление
кадров Департамента по организационно-кадровой работе ФСБ России, а
также Управление собственной безопасности ФСБ России, отделы, направ-
ления, отделения, группы (отдельные сотрудники) собственной безопас-
ности органов безопасности2.
4.Выделение порядковых номеров допусков кадровым аппаратам осу-
ществляется:
в территориальных органах безопасности - подразделениями этих ор-
ганов безопасности, ведущими картотеки допусков;
в органах безопасности в войсках - подразделениями регистрации и
архивных фондов этих органов;
_____________________
1 Далее именуются "кадровые аппараты".
2 Управление собственной безопасности ФСБ России, а также отделы, нап-
равления, отделения, группы и отдельные сотрудники собственной безо-
пасности органов безопасности далее именуются "подразделения собствен-
ной безопасности", если не говорено иное.
в подразделениях ФСБ России, Академии ФСБ России, а также подраз-
делениях департаментов ФСБ России и входящих в них учреждениях, предп-
риятиях и организациях - службой "ЛЗ" Управления по контрразведыва-
тельному обеспечению стратегических объектов Департамента контрразвед-
ки ФСБ России;
в учебных заведениях ФСБ России (за исключением Академии ФСБ Рос-
сии) - территориальными органами безопасности по месту дислокации этих
учебных заведений1.
5.Решение о допуске гражданина принимается одновременно с решени-
ем о его зачислении на военную службу (приеме на работу) в органы бе-
зопасности, а решение о допуске военнослужащего или лица гражданского
персонала органа безопасности - одновременно с решением о назначении
его на должность, требующую оформления более высокой формы допуска.
Решение о прекращении допуска военнослужащего или лица из числа
гражданского персонала в соответствии со статьей 15 Инструкции N
1050-95 г. принимается на основании письменного заключения, подготов-
ленного кадровым аппаратом и структурным подразделением органа безо-
пасности, в котором военнослужащий или лицо из числа гражданского пер-
сонала проходит военную службу или работает, и согласованного с под-
разделением собственной безопасности, а при его отсутствии в органе
безопасности - с подразделением собственной безопасности вышестоящего
органа безопасности или с Управлением собственной безопасности ФСБ
России. О факте прекращения допуска в графе 8 карточки формы 3, пре-
дусмотренной Инструкцией N 1050-95 г.2, делается отметка с указанием
сведений о причине и дате прекращения допуска. Данная отметка должна
быть заверена подписью начальника органа безопасности и скреплена гер-
бовой печатью органа безопасности. Об этом факте письменно сообщается
в соответствующее учетное подразделение.
__________________
1 Выделившие порядковый номер допуска орган безопасности или подразде-
ление органа безопасности далее именуются "учетное подразделение".
2 Карточка формы 3, предусмотренная Инструкцией N 1050-95 г., далее
именуется "карточка (форма 3)".
Решение об изменении формы допуска закрепляется отметкой в графе
8 карточки (форма 3), содержащей сведения о новой форме допуска и да-
те, с которой она вводится. Указанная отметка должна быть заверена
подписью начальника органа безопасности и скреплена гербовой печатью
органа безопасности. О факте снижения, а также восстановления ранее
имевшейся формы допуска письменно сообщается в соответствующее учетное
подразделение.
6.Сотрудники (работники) кадровых аппаратов, специально назначен-
ные для выполнения обязанностей, установленных Инструкцией N 1050-95г.
для подразделений по защите государственной тайны, должны быть оформ-
лены на допуск по второй форме, если по характеру выполняемой работы
им не требуется допуск по первой форме.
Граждане, поступающие в учебные заведения ФСБ России, оформляются
на допуск по второй форме.
Принимаемые на военную службу (работу) в органы безопасности
граждане, характер предстоящей деятельности которых не предполагает
непосредственной работы с особой важности и совершенно секретными све-
дениями, оформляются на допуск по третьей форме.
7. Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на
допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям
по органу безопасности (далее - номенклатура должностей), предусмот-
ренная Инструкцией N 1050-95 г., разрабатывается кадровым аппаратом
совместно со структурными подразделениями органа безопасности с учетом
пункта 6 настоящей Инструкции. При этом при определении формы допуска,
которая должна быть предусмотрена номенклатурой должностей для воен-
нослужащего или лица гражданского персонала, замещающего соответствую-
щую должность, следует исходить из степени секретности сведений, рабо-
та с которыми возложена на этого военнослужащего, лицо гражданского
персонала в соответствии с должностными обязанностями, включая их оз-
накомление со сведениями, составляющими государственную тайну, в орга-
нах безопасности, на объектах контрразведывательного обеспечения и на
объектах прикомандирования.
Разработанная номенклатура должностей согласовывается с подразде-
лением собственной безопасности, а при его отсутствии в органе безо-
пасности - с подразделением собственной безопасности вышестоящего ор-
гана безопасности или с Управлением собственной безопасности ФСБ Рос-
сии и утверждается начальником органа безопасности или его заместите-
лем, ответственным за вопросы работы с кадрами.
В номенклатуру должностей включаются штатные должности военнослу-
жащих и гражданского персонала, в том числе и закрепленных за органом
безопасности военнослужащих, состоящих в аппарате сотрудников ФСБ Рос-
сии, прикомандированных к объектам.
8. В случаях увольнения с военной службы (работы), перевода в
другой орган безопасности, а также при решении вопроса о выезде из
Российской Федерации имеющего допуск к особой важности и совершенно
секретным сведениям военнослужащего (лица из числа гражданского персо-
нала) структурное подразделение органа безопасности, в котором прохо-
дит военную службу (работает) этот военнослужащий (лицо из числа граж-
данского персонала), подготавливает заключение о его фактической осве-
домленности в сведениях, отнесенных к государственной тайне в соот-
ветствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О
государственной тайне" ("Российская газета", 1993, 21 сентября и "Рос-
сийская газета", 1997, 9 октября), с указанием срока возможного огра-
ничения права выезда за границу. Заключение согласовывается с кадровым
аппаратом и соответствующим подразделением собственной безопасности,
утверждается начальником органа безопасности и после ознакомления с
ним указанного военнослужащего (лица из числа гражданского персонала)
хранится в кадровом аппарате в течение 10 лет со дня последнего озна-
комления военнослужащего (лица из числа гражданского персонала) с осо-
бой важности или совершенно секретными сведениями.
9. Решения о допуске, отказе в допуске, изменении формы допуска и
прекращении допуска начальников органов безопасности принимают вышес-
тоящие должностные лица, имеющие полномочия по заключению с ними конт-
рактов о прохождении военной службы от имени ФСБ России. Эти же долж-
ностные лица утверждают заключения о фактической осведомленности на-
чальников органов безопасности в сведениях, отнесенных к государствен-
ной тайне. При этом необходимая работа, связанная с допуском начальни-
ков органов безопасности, в том числе и подготовка проектов приказов о
допуске к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и
выплате ежемесячной надбавки за работу с такими сведениями, осущест-
вляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией, кадровыми ап-
паратами вышестоящих органов безопасности, а при их отсутствии - Уп-
равлением кадров Департамента по организационно-кадровой работе ФСБ
России.
II. Оформление допуска
10. Подготовительная работа, необходимая для оформления допуска,
в том числе и связанная с заключением договора (контракта) об оформле-
нии допуска к государственной тайне1, проводится кадровым аппаратом в
соответствии с пунктами 17 и 18 Инструкции N 1050-95 г. Оценка предс-
тавленных оформляемым лицом сведений осуществляется с учетом возможно
имеющейся в его военном билете отметки об ограниченной годности к во-
енной службе. Во внимание принимается также факт соответствия (несоот-
ветствия) сведений, указанных оформляемым лицом в пункте 13 анкеты
формы 2, предусмотренной Инструкцией N 1050-95 г., возможно имеющейся
в его паспорте (документе, удостоверяющем личность военнослужащего)
отметке "Выдан заграничный паспорт".
____________________
1 Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной
тайне предусмотрен формой 9 Инструкции N 1050-95 г.
11. Предусмотренные процедурой допуска проверочные мероприятия
проводятся кадровыми аппаратами в объеме, необходимом для оформления
военнослужащим, гражданскому персоналу и поступающим на военную службу
(работу) в органы безопасности гражданам той формы допуска, которая
предусмотрена номенклатурой должностей, для должности, замещение кото-
рой предполагается оформляемым на допуск лицом. Проверочные мероприя-
тия в отношении военнослужащих и гражданского персонала для оформления
им необходимой формы допуска к сведениям, составляющим государственную
тайну, могут не проводиться в случаях, если в личных делах указанных
лиц содержатся материалы проверки в связи с их допуском к участию в
оперативно-разыскной деятельности или доступу к материалам, полученным
в результате ее осуществления, равно как и в связи с обеспечением
собственной безопасности органов безопасности, объем которых позволяет
оформить допуск к государственной тайне требуемой формы.
12. Полученные в результате проведения проверочных мероприятий
материалы изучаются и оцениваются кадровым аппаратом с точки зрения их
достоверности, полноты и значимости для принятия решения о допуске к
государственной тайне оформляемых лиц. Если в процессе проведения про-
верочных мероприятий законных оснований, препятствующих оформлению до-
пуска не выявлено, кадровый аппарат:
заполняет карточку (форма 3) и карточку формы 5, предусмотренную
Инструкцией N 1050-95 г.1, на лицо, допускаемое по первой или второй
форме (кроме граждан, поступающих на учебу в учебные заведения ФСБ
России2). При этом в графе 7 карточки (форма 3) делается отметка о
проведении проверочных мероприятий, проставляется дата их окончания и
номер допуска. Факт проведения проверочных мероприятий и подлинность
фотографии оформляемого на допуск лица заверяются на карточке (форма
3) подписью начальника кадрового аппарата и скрепляются гербовой пе-
чатью органа безопасности. На лицевой стороне карточки (форма 5) ука-
зывается форма и номер допуска, дата завершения проверочных мероприя-
тий и орган безопасности, оформивший допуск, после чего карточка (фор-
ма 5) направляется в соответствующее учетное подразделение;
___________________
1 Карточка формы 5, предусмотренная Инструкцией N 1050-95 г., далее
именуется "карточка (форма 5)".
2 Оформление карточек (формы 3 и 5) слушателям (курсантам) учебных за-
ведений ФСБ России, которые впервые заключают контракт о прохождении
военной службы с Федеральной службой безопасности Российской Федера-
ции, осуществляется в соответствии с требованиями настоящей Инструкции
кадровыми аппаратами соответствующих учебных заведений ФСБ России од-
новременно с подготовкой материалов о заключении указанных контрактов.
До заключения контрактов о прохождении военной службы слушатели (кур-
санты) учебных заведений ФСБ России в целях обеспечения учебного про-
цесса по решению начальника учебного заведения могут знакомиться толь-
ко с секретными сведениями.
на свободном поле договора (контракта) об оформлении допуска к
государственной тайне, заключенного с лицом, допускаемым по третьей
форме, а также гражданином, поступающим в учебное заведение ФСБ Рос-
сии, проставляет отметку "Проверка по 3-й (2-й) форме произведена" за
подписью начальника кадрового аппарата;
приобщает материалы проверки к оформленному в установленном по-
рядке личному делу военнослужащего, лица из числа гражданского персо-
нала.
Решение о допуске оформляемого лица закрепляется:
изданием приказа начальника органа безопасности о допуске воен-
нослужащего или лица из числа гражданского персонала на постоянной ос-
нове к работе со сведениями, составляющими государственную тайну соот-
ветствующей степени секретности, и выплате ему ежемесячной надбавки к
должностному окладу (тарифной ставке) за работу с такими сведениями;
при оформлении допуска к особой важности и совершенно секретным
сведениям - соответствующей отметкой в графе 8 карточки (форма 3), за-
веренной подписью начальника органа безопасности (вышестоящего долж-
ностного лица, имеющего полномочия по заключению контракта о прохожде-
нии военной службы от имени ФСБ России с начальником органа безопас-
ности) и скрепленной гербовой печатью соответствующего органа безопас-
ности или Управления кадров Департамента по организационно-кадровой
работе ФСБ России;
при оформлении допуска к секретным сведениям - посредством заклю-
чения с оформляемым лицом контракта о прохождении военной службы или
трудового договора (контракта),
13. Заполненная карточка (форма 3) регистрируется, хранится, пе-
ресылается и уничтожается в порядке, установленном пунктами 21 и 34
Инструкции N 1050-95 г.
В отношении уволенных из органов безопасности (откомандированных
в другие федеральные органы исполнительной власти) граждан, на которых
в течение года не затребованы карточки (форма 3), действие допусков
прекращается, о чем делается запись в графе 8 карточки (форма 3).
Оформленные в связи с прекращением действия допусков акты утверж-
даются заместителем начальника органа безопасности, ответственным за
работу с кадрами или начальником кадрового аппарата. Копии актов нап-
равляются в соответствующие учетные подразделения.
14. В случае выявления в процессе оформления допуска законных ос-
нований, препятствующих оформлению допуска, кадровый аппарат совместно
с заинтересованными подразделениями органов безопасности (структурное
подразделение, в котором оформляемый на допуск военнослужащий или лицо
из числа гражданского персонала проходит службу либо работает; подраз-
деление, осуществляющее контрразведывательное обеспечение организации,
в которой работает (служит) поступающий на военную службу (работу) в
орган безопасности гражданин; подразделение, ведущее дело оперативного
учета на оформляемое лицо), выносит письменное заключение как в случае
нежелательности, так и в случае возможности допуска оформляемого лица
к государственной тайне. Указанное заключение согласовывается с под-
разделением собственной безопасности, а при его отсутствии в органе
безопасности - с подразделением собственной безопасности вышестоящего
органа безопасности или с Управлением собственной безопасности ФСБ
России и утверждается начальником органа безопасности.
В заключении указываются:
установочные данные оформляемого на допуск лица;
должность, применительно к которой осуществляется оформление до-
пуска, и форма допуска;
содержание имеющихся сведений, препятствующих оформлению допуска;
обоснованное мнение заинтересованных оперативных подразделений
органов безопасности о возможности или нежелательности допуска оформ-
ляемого лица;
окончательное решение о возможности или нежелательности допуска.
В случае принятия начальником органа безопасности решения об от-
казе оформляемому лицу в допуске карточка (форма 3) не оформляется.
Заключение о нежелательности допуска вместе с материалами проверочных
мероприятий приобщается к делу, ведущемуся в кадровом аппарате. По ре-
зультатам проверки кадровый аппарат заполняет карточку (форма 5), в
которую заносятся сведения о номере и дате утверждения заключения о
нежелательности допуска, органе безопасности, проводившем проверку, а
также краткая информация о причине отказа в допуске. Заполненная кар-
точка (форма 5) направляется в соответствующее учетное подразделение.
15. Повышение в необходимых случаях формы допуска военнослужаще-
го, лица из числа гражданского персонала в связи с их поступлением на
учебу в учебное заведение ФСБ России непосредственно из органа безо-
пасности, возлагается на кадровые аппараты органов безопасности, в
штатах которых состоят эти лица.
III. Переоформление допуска
16. Переоформление допуска военнослужащих и гражданского персона-
ла по первой и второй формам, постоянно проходящих военную службу (ра-
ботающих) в органах безопасности, не производится за исключением слу-
чаев, предусмотренных пунктом 30 Инструкции N 1050-95 г., в том числе
в случае перевода военнослужащего или лица из числа гражданского пер-
сонала на службу (работу) в кадровый аппарат органа безопасности с ис-
полнением обязанностей, установленных Инструкцией N 1050-95 г. для
подразделений по защите государственной тайны.
Переоформление допуска осуществляется кадровыми аппаратами в по-
рядке, аналогичном оформлению допуска соответствующей степени секрет-
ности.
17. При регистрации брака между лицами, проходящими военную служ-
бу (работающими) в органах безопасности, переоформление допуска не
производится. Если при этом вступившее в брак лицо изменяет фамилию,
кадровый аппарат делает соответствующие отметки в графах 6 и 8 карточ-
ки (форма 3) и направляет в соответствующее учетное подразделение
письменное уведомление о вступлении в брак и об изменении фамилии с
приложением карточки (форма 5).
18. Кадровые аппараты при инструктаже допущенных к особой важнос-
ти, совершенно секретным и секретным сведениям военнослужащих и лиц из
числа гражданского персонала обязаны предупреждать их о необходимости
своевременно информировать о всех изменениях анкетных данных и в необ-
ходимых случаях осуществлять переоформление им допуска в соответствии
с порядком, установленным настоящей Инструкцией.
IV. Порядок доступа к особой важности,
совершенно секретным и секретным сведениям
19. Военнослужащие и гражданский персонал получают право доступа
к особой важности и совершенно секретным сведениям при наличии соот-
ветствующей формы допуска и только при условии, что заключенные ими
контракты о прохождении военной службы либо трудовые договоры (конт-
ракты) предполагают временное ограничение права на выезд из Российской
Федерации.
20. Военнослужащим и гражданскому персоналу при их командировании
в другие органы безопасности право доступа к находящимся в ведении
этих органов сведениям соответствующей степени секретности предостав-
ляется по предъявлении служебного удостоверения (документа, удостове-
ряющего личность), справок о допуске по формам 11-13, предусмотренным
Инструкцией N 1050-95 г.. и предписаний на выполнение заданий по форме
16, предусмотренной Инструкцией N 1050-95 г.
Справки о допуске подписываются начальником кадрового аппарата,
предписания на выполнение заданий - начальником (заместителем началь-
ника) органа безопасности, после чего они заверяются гербовой печатью
этого органа безопасности.
Учет, хранение и уничтожение справок о допуске и предписаний на
выполнение заданий осуществляются кадровыми аппаратами в порядке, ус-
тановленном пунктами 37 и 42 Инструкции N 1050-95 г.
Военнослужащие и лица из числа гражданского персонала, которые
осуществляют кураторские и инспекторские функции, по вопросам, отне-
сенным к их компетенции, имеют право доступа к особой важности, совер-
шенно секретным и секретным сведениям, находящимся в ведении курируе-
мых (инспектируемых) ими органов безопасности (подразделений органов
безопасности) на основании служебного удостоверения.
21. Военнослужащие и гражданский персонал получают доступ к хра-
нящимся в секретариатах и оперативных библиотеках органов безопасности
распорядительным документам и изданиям, содержащим сведения, составля-
ющие государственную тайну, при наличии соответствующей формы допуска
и в порядке, определяемом ведомственной инструкцией по секретному де-
лопроизводству.
22.Доступ граждан и должностных лиц к находящимся в ведении орга-
нов безопасности особой важности, совершенно секретным и секретным
сведениям осуществляется в порядке, установленном положениями раздела
IY Инструкции N 1050-95 г.
Доступ осуществляется с письменного разрешения начальника прини-
мающего органа безопасности (для ознакомления со сведениями особой
важности) либо начальника (руководителя) входящего структурного под-
разделения органа безопасности (для ознакомления с совершенно секрет-
ными и секретными сведениями).
Доступ граждан и должностных лиц, имеющих допуск по третьей фор-
ме, к находящимся в ведении органов безопасности секретным сведениям
должен осуществляться при условии, что решения об их допуске были при-
няты руководителями соответствующих государственных органов, предприя-
тий, учреждений и организаций с учетом результатов проведенных органа-
ми безопасности проверочных мероприятий.
23. Слушатели (курсанты) и адъюнкты, а также студенты и аспиранты
проходят практику (стажировку) в органах безопасности в соответствии с
пунктом 43 Инструкции N 1050-95 г. К находящимся в ведении выделенных
в качестве баз для прохождения практики органов безопасности совершен-
но секретным и секретным сведениям они допускаются с разрешения на-
чальников (руководителей) структурных подразделений, которые совместно
с кадровыми аппаратами определяют характер и объем совершенно секрет-
ных и секретных сведений, с которыми слушатели (курсанты), адъюнкты,
студенты и аспиранты могут быть ознакомлены или которые могут быть ими
использованы в дипломных работах с учетом имеющейся у них формы допус-
ка к сведениям, составляющим государственную тайну.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
4 июля 1998 г. №282
Москва
В государственной регистрации
не нуждается
(заключение Минюста России
от 13 августа 1998 г.
№ 5410-ВЭ)
Об утверждении Инструкции о порядке оформления допуска к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям и доступа к государственной тайне в органах федеральной
В целях упорядочения работы по допуску к государственной тайне военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности, а также граждан, поступающих на военную службу (работу) в эти органы, и совершенствования доступа к находящимся в ведении органов федеральной службы безопасности особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям,
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Утвердить Инструкцию о порядке оформления допуска к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям и доступа к государственной тайне в органах федеральной службы безопасности (прилагается, далее именуется - Инструкция).
- Начальникам территориальных органов безопасности, органов безопасности в войсках, учебных заведений ФСБ России, руководителям предприятий, учреждений и организаций ФСБ России, начальникам подразделений департаментов ФСБ России, подразделений ФСБ России обеспечить: изучение и исполнение военнослужащими и гражданским персоналом положений Инструкции в части, их касающейся;приведение учетной документации, связанной с допуском к государственной тайне военнослужащих и гражданского персонала, в соответствии с требованиями Инструкции.
- Управлению материально-технического обеспечения совместно с финансово-экономическим управлением Департамента обеспечения деятельности ФСБ России обеспечить изготовление форм документации, предусмотренных Инструкцией, и их выдачу кадровым аппаратам органов федеральной службы безопасности.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Управление кадров Департамента по организационно-кадровой работе ФСБ России.
Директор Н.Ковалев
Приложение
к приказу ФСБ России
от 10 июля 1998 г.
№ 282
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке оформления допуска к особой
важности, совершенно секретным и секретным
сведениям и доступа к государственной тайне
в органах федеральной службы безопасности
Настоящая Инструкция разработана в соответствии с пунктом 2 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050 (Собрание законода тельства Российской Федерации, 1997, N 43, ст.4987)1 с учетом части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст.1269), статей 15 и 38 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст.4029) и пункта 9 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г. N 633 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст.2453).
______________
1 Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Фе-
дерации к государственной тайне, утвержденная постановлением Прави-
тельства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. N 1050, далее для
краткости именуется "Инструкция N 1050-95 г.".
I. Общие положения
- Граждане Российской Федерации, в том числе прибывающие в порядке откомандирования из других федеральных органов исполнительной власти, могут быть зачислены на военную службу (приняты на работу) в органы федеральной службы безопасности только после прохождения процедуры оформления (переоформления) допуска к сведениям, составляющим государственную тайну (далее - допуск, если иное не оговорено особо) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.Перемещения военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала органов безопасности на должности, предусматривающие доступ к сведениям более высокой степени секретности, могут быть произведены только после оформления им допуска по соответствующей форме в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
- Решения о допуске, равно как и решения об отказе в допуске в отношении подчиненных военнослужащих, гражданского персонала, а также оформляемых на военную службу (работу) в органы безопасности граждан, с учетом результатов проверочных мероприятий принимают начальники (руководители) органов безопасности, которым от имени ФСБ России предоставлено право заключать контракт о прохождении военной службы (трудовой договор (контракт) с поступающими на военную службу (работу) гражданами. Они же в случаях, изложенных в пунктах 14 и 15 Инструкции N 1050-95 г., принимают решения об изменении формы допуска или прекращении допуска подчиненных военнослужащих и гражданского персонала, выполняют иные функции, предусмотренные указанной Инструкцией для руководителей организаций, а также несут возложенную ею на руководителей организаций ответственность.
1 Далее именуются "граждане".
2В настоящей Инструкции под органами федеральной службы безопасности имеются ввиду территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, учебные заведения и подразделения ФСБ России, а также подразделения департаментов ФСБ России и входящие в них учреждения, предприятия и организации, которые далее именуются "органы безопасности", если не оговорено иное.
3Далее именуются "оформляемые лица", если не оговорено иное.
4Далее именуются "начальники органов безопасности".
- Организация и обеспечение деятельности, связанной с допуском военнослужащих и гражданского персонала, а также граждан, поступающих на военную службу (работу) в органы безопасности, в том числе и проведение предусмотренных процедурой допуска проверочных мероприятий, возлагаются на службы, отделы, направления, отделения и группы (отдельных работников) кадров соответствующих органов безопасности1. При этом выполнение обязанностей, установленных Инструкцией N 1050-95 г. для подразделений по защите государственной тайны, осуществляется специально назначенными приказами начальников органов безопасности сотрудниками (работниками) кадровых аппаратов.Методическую и практическую помощь кадровым аппаратам в организации и осуществлении их деятельности по допуску оказывают режимные подразделения (в случае их наличия в органах безопасности). Управление кадров Департамента по организационно-кадровой работе ФСБ России, а также Управление собственной безопасности ФСБ России, отделы, направления, отделения, группы (отдельные сотрудники) собственной безопасности органов безопасности.
- Выделение порядковых номеров допусков кадровым аппаратам осуществляется:втерриториальных органах безопасности - подразделениями этих органов безопасности, ведущими картотеки допусков; в органах безопасности в войсках - подразделениями регистрации архивных фондов этих органов;
1 Далее именуются "кадровые аппараты".
2 Управление собственной безопасности ФСБ России, а также отделы, направления, отделения, группы и отдельные сотрудники собственной безопасности органов безопасности далее именуются "подразделения собственной безопасности", если не говорено иное.
в подразделениях ФСБ России, Академии ФСБ России, а также подразделениях департаментов ФСБ России и входящих в них учреждениях, предприятиях и организациях - службой "ЛЗ" Управления по контрразведывательному обеспечению стратегических объектов Департамента контрразведки ФСБ России; в учебных заведениях ФСБ России (за исключением Академии ФСБ России) - территориальными органами безопасности по месту дислокации этих учебных заведений1.
- Решение о допуске гражданина принимается одновременно с решением о его зачислении на военную службу (приеме на работу) в органы безопасности, а решение о допуске военнослужащего или лица гражданского персонала органа безопасности - одновременно с решением о назначении его на должность, требующую оформления более высокой формы допуска.Решение о прекращении допуска военнослужащего или лица из числа гражданского персонала в соответствии со статьей 15 Инструкции N1050-95 г. принимается на основании письменного заключения, подготовленного кадровым аппаратом и структурным подразделением органа безопасности2, в котором военнослужащий или лицо из числа гражданского персонала проходит военную службу или работает, и согласованного с подразделением собственной безопасности, а при его отсутствии в органе безопасности - с подразделением собственной безопасности вышестоящего органа безопасности или с Управлением собственной безопасности ФСБ России. О факте прекращения допуска в графе 8 карточки формы 3, предусмотренной Инструкцией N 1050-95 г.2, делается отметка с указанием сведений о причине и дате прекращения допуска. Данная отметка должна быть заверена подписью начальника органа безопасности и скреплена гербовой печатью органа безопасности. Об этом факте письменно сообщается в соответствующее учетное подразделение.
1 Выделившие порядковый номер допуска орган безопасности или подразделение органа безопасности далее именуются "учетное подразделение".
2 Карточка формы 3, предусмотренная Инструкцией N 1050-95 г., далее именуется "карточка (форма 3)".
Решение об изменении формы допуска закрепляется отметкой в графе 8 карточки (форма 3), содержащей сведения о новой форме допуска и дате, с которой она вводится. Указанная отметка должна быть заверена подписью начальника органа безопасности и скреплена гербовой печатью органа безопасности. О факте снижения, а также восстановления ранее имевшейся формы допуска письменно сообщается в соответствующее учетное подразделение.
- Сотрудники (работники) кадровых аппаратов, специально назначенные для выполнения обязанностей, установленных Инструкцией N 1050-95г. для подразделений по защите государственной тайны, должны быть оформлены на допуск по второй форме, если по характеру выполняемой работы им не требуется допуск по первой форме. Граждане, поступающие в учебные заведения ФСБ России, оформляются на допуск по второй форме. Принимаемые на военную службу (работу) в органы безопасности граждане, характер предстоящей деятельности которых не предполагает непосредственной работы с особой важности и совершенно секретными сведениями, оформляются на допуск по третьей форме.
- Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям по органу безопасности (далее - номенклатура должностей), предусмотренная Инструкцией N 1050-95 г., разрабатывается кадровым аппаратом совместно со структурными подразделениями органа безопасности с учетом пункта 6 настоящей Инструкции. При этом при определении формы допуска, которая должна быть предусмотрена номенклатурой должностей для военнослужащего или лица гражданского персонала, замещающего соответствующую должность, следует исходить из степени секретности сведений, работа с которыми возложена на этого военнослужащего, лицо гражданского персонала в соответствии с должностными обязанностями, включая их ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну, в органах безопасности, на объектах контрразведывательного обеспечения и наобъектах прикомандирования.Разработанная номенклатура должностей согласовывается с подразделением собственной безопасности, а при его отсутствии в органе безопасности - с подразделением собственной безопасности вышестоящего органа безопасности или с Управлением собственной безопасности ФСБ России и утверждается начальником органа безопасности или его заместителем, ответственным за вопросы работы с кадрами.В номенклатуру должностей включаются штатные должности военнослужащих и гражданского персонала, в том числе и закрепленных за органом безопасности военнослужащих, состоящих в аппарате сотрудников ФСБ России, прикомандированных к объектам.
- В случаях увольнения с военной службы (работы), перевода в другой орган безопасности, а также при решении вопроса о выезде из Российской Федерации имеющего допуск к особой важности и совершенно секретным сведениям военнослужащего (лица из числа гражданского персонала) структурное подразделение органа безопасности, в котором проходит военную службу (работает) этот военнослужащий (лицо из числа гражданского персонала), подготавливает заключение о его фактической осведомленности в сведениях, отнесенных к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" ("Российская газета", 1993, 21 сентября и "Российская газета", 1997, 9 октября), с указанием срока возможного ограничения права выезда за границу. Заключение согласовывается с кадровымаппаратом и соответствующим подразделением собственной безопасности, утверждается начальником органа безопасности и после ознакомления с ним указанного военнослужащего (лица из числа гражданского персонала) хранится в кадровом аппарате в течение 10 лет со дня последнего ознакомления военнослужащего (лица из числа гражданского персонала) с особой важности или совершенно секретными сведениями.
- Решения о допуске, отказе в допуске, изменении формы допуска и прекращении допуска начальников органов безопасности принимают вышестоящие должностные лица, имеющие полномочия по заключению с ними контрактов о прохождении военной службы от имени ФСБ России. Эти же должностные лица утверждают заключения о фактической осведомленности начальников органов безопасности в сведениях, отнесенных к государственной тайне. При этом необходимая работа, связанная с допуском начальников органов безопасности, в том числе и подготовка проектов приказов о допуске к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, и выплате ежемесячной надбавки за работу с такими сведениями, осуществляется в порядке, установленном настоящей Инструкцией, кадровыми аппаратами вышестоящих органов безопасности, а при их отсутствии - Управлением кадров Департамента по организационно-кадровой работе ФСБ России.
II. Оформление допуска
- Подготовительная работа, необходимая для оформления допуска, в том числе и связанная с заключением договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне1, проводится кадровым аппаратом в соответствии с пунктами 17 и 18 Инструкции N 1050-95 г. Оценка представленных оформляемым лицом сведений осуществляется с учетом возможно имеющейся в его военном билете отметки об ограниченной годности к военной службе. Во внимание принимается также факт соответствия (несоответствия) сведений, указанных оформляемым лицом в пункте 13 анкеты формы 2, предусмотренной Инструкцией N 1050-95 г., возможно имеющейся в его паспорте (документе, удостоверяющем личность военнослужащего) отметке "Выдан заграничный паспорт".
1 Типовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне предусмотрен формой 9 Инструкции N 1050-95 г.
- Предусмотренные процедурой допуска проверочные мероприятия проводятся кадровыми аппаратами в объеме, необходимом для оформления военнослужащим, гражданскому персоналу и поступающим на военную службу (работу) в органы безопасности гражданам той формы допуска, которая предусмотрена номенклатурой должностей, для должности, замещение которой предполагается оформляемым на допуск лицом. Проверочные мероприятия в отношении военнослужащих и гражданского персонала для оформления им необходимой формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, могут не проводиться в случаях, если в личных делах указанных лиц содержатся материалы проверки в связи с их допуском к участию в оперативно-разыскной деятельности или доступу к материалам, полученным в результате ее осуществления, равно как и в связи с обеспечением собственной безопасности органов безопасности, объем которых позволяет оформить допуск к государственной тайне требуемой формы.12. Полученные в результате проведения проверочных мероприятий материалы изучаются и оцениваются кадровым аппаратом с точки зрения их достоверности, полноты и значимости для принятия решения о допуске к государственной тайне оформляемых лиц. Если в процессе проведения проверочных мероприятий законных оснований, препятствующих оформлению допуска не выявлено, кадровый аппарат: заполняет карточку (форма 3) и карточку формы 5, предусмотренную Инструкцией N 1050-95 г. на лицо, допускаемое по первой или второй форме (кроме граждан, поступающих на учебу в учебные заведения ФСБ России.
- При этом в графе 7 карточки (форма 3) делается отметка о проведении проверочных мероприятий, проставляется дата их окончания и номер допуска. Факт проведения проверочных мероприятий и подлинность фотографии оформляемого на допуск лица заверяются на карточке (форма 3) подписью начальника кадрового аппарата и скрепляются гербовой печатью органа безопасности. На лицевой стороне карточки (форма 5) указывается форма и номер допуска, дата завершения проверочных мероприятий и орган безопасности, оформивший допуск, после чего карточка (форма 5) направляется в соответствующее учетное подразделение;
1 Карточка формы 5, предусмотренная Инструкцией N 1050-95 г., далее именуется "карточка (форма 5)".
2 Оформление карточек (формы 3 и 5) слушателям (курсантам) учебных заведений ФСБ России, которые впервые заключают контракт о прохождении военной службы с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, осуществляется в соответствии с требованиями настоящей Инструкции кадровыми аппаратами соответствующих учебных заведений ФСБ России одновременно с подготовкой материалов о заключении указанных контрактов. До заключения контрактов о прохождении военной службы слушатели (курсанты) учебных заведений ФСБ России в целях обеспечения учебного процесса по решению начальника учебного заведения могут знакомиться только с секретными сведениями.
на свободном поле договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне, заключенного с лицом, допускаемым по третьей форме, а также гражданином, поступающим в учебное заведение ФСБ России, проставляет отметку "Проверка по 3-й (2-й) форме произведена" за подписью начальника кадрового аппарата; приобщает материалы проверки к оформленному в установленном порядке личному делу военнослужащего, лица из числа гражданского персонала.Решение о допуске оформляемого лица закрепляется:изданием приказа начальника органа безопасности о допуске военнослужащего или лица из числа гражданского персонала на постоянной основе к работе со сведениями, составляющими государственную тайну соответствующей степени секретности, и выплате ему ежемесячной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу с такими сведениями; при оформлении допуска к особой важности и совершенно секретным сведениям - соответствующей отметкой в графе 8 карточки (форма 3), заверенной подписью начальника органа безопасности (вышестоящего должностного лица, имеющего полномочия по заключению контракта о прохождении военной службы от имени ФСБ России с начальником органа безопасности) и скрепленной гербовой печатью соответствующего органа безопасности или Управления кадров Департамента по организационно-кадровой работе ФСБ России; при оформлении допуска к секретным сведениям - посредством заключения с оформляемым лицом контракта о прохождении военной службы или трудового договора (контракта),
- Заполненная карточка (форма 3) регистрируется, хранится, пересылается и уничтожается в порядке, установленном пунктами 21 и 34Инструкции N 1050-95 г.В отношении уволенных из органов безопасности (откомандированных в другие федеральные органы исполнительной власти) граждан, на которых в течение года не затребованы карточки (форма 3), действие допусков прекращается, о чем делается запись в графе 8 карточки (форма 3).Оформленные в связи с прекращением действия допусков акты утверждаются заместителем начальника органа безопасности, ответственным заработу с кадрами или начальником кадрового аппарата. Копии актов направляются в соответствующие учетные подразделения.
- В случае выявления в процессе оформления допуска законных оснований, препятствующих оформлению допуска, кадровый аппарат совместно с заинтересованными подразделениями органов безопасности (структурное подразделение, в котором оформляемый на допуск военнослужащий или лицо из числа гражданского персонала проходит службу либо работает; подразделение, осуществляющее контрразведывательное обеспечение организации, в которой работает (служит) поступающий на военную службу (работу) в орган безопасности гражданин; подразделение, ведущее дело оперативного учета на оформляемое лицо), выносит письменное заключение как в случае нежелательности, так и в случае возможности допуска оформляемого лица к государственной тайне. Указанное заключение согласовывается с подразделением собственной безопасности, а при его отсутствии в органе безопасности - с подразделением собственной безопасности вышестоящего органа безопасности или с Управлением собственной безопасности ФСБ России и утверждается начальником органа безопасности.
В заключении указываются:
установочные данные оформляемого на допуск лица; должность, применительно к которой осуществляется оформление допуска, и форма допуска; содержание имеющихся сведений, препятствующих оформлению допуска; обоснованное мнение заинтересованных оперативных подразделений органов безопасности о возможности или нежелательности допуска оформляемого лица; окончательное решение о возможности или нежелательности допуска. В случае принятия начальником органа безопасности решения об отказе оформляемому лицу в допуске карточка (форма 3) не оформляется. Заключение о нежелательности допуска вместе с материалами проверочных мероприятий приобщается к делу, ведущемуся в кадровом аппарате. По результатам проверки кадровый аппарат заполняет карточку (форма 5), в которую заносятся сведения о номере и дате утверждения заключения о нежелательности допуска, органе безопасности, проводившем проверку, а также краткая информация о причине отказа в допуске. Заполненная карточка (форма 5) направляется в соответствующее учетное подразделение15. Повышение в необходимых случаях формы допуска военнослужащего, лица из числа гражданского персонала в связи с их поступлением на учебу в учебное заведение ФСБ России непосредственно из органа безопасности, возлагается на кадровые аппараты органов безопасности, в штатах которых состоят эти лица.
III. Переоформление допуска
- Переоформление допуска военнослужащих и гражданского персонала по первой и второй формам, постоянно проходящих военную службу (работающих) в органах безопасности, не производится за исключением случаев, предусмотренных пунктом 30 Инструкции N 1050-95 г., в том числе в случае перевода военнослужащего или лица из числа гражданского персонала на службу (работу) в кадровый аппарат органа безопасности с исполнением обязанностей, установленных Инструкцией N 1050-95 г. для подразделений по защите государственной тайны.Переоформление допуска осуществляется кадровыми аппаратами в порядке, аналогичном оформлению допуска соответствующей степени секретности.
- При регистрации брака между лицами, проходящими военную службу (работающими) в органах безопасности, переоформление допуска не производится. Если при этом вступившее в брак лицо изменяет фамилию, кадровый аппарат делает соответствующие отметки в графах 6 и 8 карточки (форма 3) и направляет в соответствующее учетное подразделение письменное уведомление о вступлении в брак и об изменении фамилии приложением карточки (форма 5).
- Кадровые аппараты при инструктаже допущенных к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям военнослужащих и лиц из числа гражданского персонала обязаны предупреждать их о необходимости своевременно информировать о всех изменениях анкетных данных и в необходимых случаях осуществлять переоформление им допуска в соответствиитт с порядком, установленным настоящей Инструкцией.
IV. Порядок доступа к особой важности,
совершенно секретным и секретным сведениям
- Военнослужащие и гражданский персонал получают право доступа к особой важности и совершенно секретным сведениям при наличии соответствующей формы допуска и только при условии, что заключенные ими контракты о прохождении военной службы либо трудовые договоры (контракты) предполагают временное ограничение права на выезд из Российской Федерации.
- Военнослужащим и гражданскому персоналу при их командировании в другие органы безопасности право доступа к находящимся в ведении этих органов сведениям соответствующей степени секретности предоставляется по предъявлении служебного удостоверения (документа, удостоверяющего личность), справок о допуске по формам 11-13, предусмотренным Инструкцией N 1050-95 г.. и предписаний на выполнение заданий по форме 16, предусмотренной Инструкцией N 1050-95 г. Справки о допуске подписываются начальником кадрового аппарата, предписания на выполнение заданий - начальником (заместителем начальника) органа безопасности, после чего они заверяются гербовой печатью этого органа безопасности.
Учет, хранение и уничтожение справок о допуске и предписаний на выполнение заданий осуществляются кадровыми аппаратами в порядке, установленном пунктами 37 и 42 Инструкции N 1050-95 г. Военнослужащие и лица из числа гражданского персонала, которыеосуществляют кураторские и инспекторские функции, по вопросам, отнесенным к их компетенции, имеют право доступа к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, находящимся в ведении курируе-мых (инспектируемых) ими органов безопасности (подразделений органов безопасности) на основании служебного удостоверения. - Военнослужащие и гражданский персонал получают доступ к хранящимся в секретариатах и оперативных библиотеках органов безопасности распорядительным документам и изданиям, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, при наличии соответствующей формы допуска и в порядке, определяемом ведомственной инструкцией по секретному делопроизводству.
- .Доступ граждан и должностных лиц к находящимся в ведении органов безопасности особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям осуществляется в порядке, установленном положениями раздела IY Инструкции N 1050-95 г.
Доступ осуществляется с письменного разрешения начальника принимающего органа безопасности (для ознакомления со сведениями особой важности) либо начальника (руководителя) входящего структурного подразделения органа безопасности (для ознакомления с совершенно секретными и секретными сведениями).
Доступ граждан и должностных лиц, имеющих допуск по третьей форме, к находящимся в ведении органов безопасности секретным сведениям должен осуществляться при условии, что решения об их допуске были приняты руководителями соответствующих государственных органов, предприятий, учреждений и организаций с учетом результатов проведенных органами безопасности проверочных мероприятий. - Слушатели (курсанты) и адъюнкты, а также студенты и аспиранты проходят практику (стажировку) в органах безопасности в соответствии с пунктом 43 Инструкции N 1050-95 г. К находящимся в ведении выделенных в качестве баз для прохождения практики органов безопасности совершенно секретным и секретным сведениям они допускаются с разрешения начальников (руководителей) структурных подразделений, которые совместно с кадровыми аппаратами определяют характер и объем совершенно секрет-
ных и секретных сведений, с которыми слушатели (курсанты), адъюнкты, студенты и аспиранты могут быть ознакомлены или которые могут быть ими
использованы в дипломных работах с учетом имеющейся у них формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.