ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких"
25 февраля 2009 года № 72
Москва
Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.04.2009 № 13709
Опубликован: "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 21, 25.05.2009
Вступил в силу 05.06.2009.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
25 февраля 2009 года №72
Москва
Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких
- Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника 9 Управления ФСБ России.
Директор А.Бортников
Приложение
к приказу ФСБ России
от 25 февраля 2009 г.
№ 72
Административный регламент
Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких
I. Общие положения
- Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов федеральной службы безопасности и их близких разработан в целях определения сроков и последовательности действий (административных процедур) органов федеральной службы безопасности по обеспечению государственной защиты сотрудников органов безопасности и их близких .
- Исполнение государственной функции по обеспечению государственной защиты сотрудников органов безопасности и их близких осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
Уголовным кодексом Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ5;
Далее - Административный регламент.
Далее - органы безопасности.
Под близкими сотрудников органов безопасности в Административном регламенте понимаются лица, укизанные в абзацах третьем и четвертом пункта 4 Административного регламента.
Далее - государственная функция.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N2 25, ст. 2954.
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ ;
Федеральным законом от 20 апреля 1995г. № 245-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов2»
Федеральным законом от З апреля 1995 г. N2 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности3»
Федеральным законом от 12 августа 1995 г. 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности4»,
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N2 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите» 5,
иными нормативными правовыми актами.
- Государственная функция исполняется органами безопасности.
- Правом на пользование государственной функцией обладают6:
сотрудники органов безопасности;
близкие родственники сотрудников органов безопасности;
иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников органов безопасности либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность (в исключительных случаях)7
- Защищаемые лица имеют право8:
знать о применяющихся в отношении их мерах безопасности;
просить о применении или неприменении в отношении их конкретных
1Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, 52 (ч. 1), ст. 4921.
2 Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N2 7, ст. 1455. Далее - Закон.
з Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N2 15, ст. 1269.
4Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, М 33, ст. 3349.
5Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, М 3 1, ст. 3723.
6Статья 2 Закона.
7Лица, указанные в пункте 4 Административного регламента, в отношении которых принято решение об осуществлении государственной функции, являются защищаемыми лицами.
8Статья 7 Закона.
мер безопасности, перечисленных в пункте 30 Административного регламента;
требовать от органа безопасности, обеспечивающего безопасность, применения в отношении их (кроме осуществляемых) иных мер безопасности, предусмотренных Законом, или отмены каких-либо из осуществляемых мер;
обжаловать в вышестоящий по подчиненности орган безопасности, в прокуратуру либо в суд незаконные решения и действия должностных лиц, осуществляющих меры безопасности.
- Защищаемые лица обязаны:
выполнять законные требования органа безопасности, обеспечивающего безопасность;
незамедлительно информировать орган безопасности, обеспечивающий безопасность, о каждом случае угрозы или противоправных действий отношении их;
бережно обращаться с имуществом, выданным им в личное пользование для обеспечения безопасности;
не разглашать сведения о принимаемых в отношении их мерах безопасности без разрешения органа безопасности, осуществляющего эти меры.
- Применение мер безопасности не должно ущемлять жилищные, трудовые, пенсионные и иные права защищаемых и других лиц2
8. Результатом исполнения государственной функции являются:
применение мер безопасности;
отказ в применении мер безопасности.
- Обеспечение мер государственной защиты в отношении защищаемых лиц осуществляется за счет средств Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
1Статья 17 Закона
2Статя 15 Закона
- Расходы, связанные с осуществлением государственной функции, не могут быть возложены на защищаемое лицо.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
- Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется органами безопасности при личном обращении: сотрудникам органов безопасности — по месту их военной службы (работы), другим лицам — в приемных органов безопасности, в которых проходят военную службу (работают) сотрудники органов безопасности, а также посредством размещения информации на официальном сайте ФСБ России в сети «Интернет».
Адрес официального сайта ФСБ России в сети «Интернет»: www.fsb.ru.
- Информация предоставляется круглосуточно.
- Сотрудники органов безопасности также информируются о праве на применение в отношении их и ихблизких мер государственной защиты при ознакомлении с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок прохождения военной службы (работы).
Иные лица, указанные в пункте 4 Административного регламента, могут получить информацию о порядке исполнения государственной функции непосредственно у сотрудников органов безопасности, близкими которых они являются.
- Предоставление информации, а также исполнение государственной функции осуществляется бесплатно.
- Информация предоставляется по следующим вопросам:
основания для применения (отказа в применении) мер безопасности;
права и обязанности защищаемых лиц;
применяемые меры безопасности;
порядок финансирования мер безопасности.
- Срок исполнения государственной функции исчисляется с момента регистрации заявления (рапорта) или информации, указанных в пункте 18 Административного регламента, и заканчивается в момент утверждения постановления об отказе в применении мер безопасности либо во время, указанное в постановлении об отмене применения мер безопасности.
- Основанием для отказа в исполнении государственной функции является отсутствие угрозы жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в пункте 4 Административного регламента.
Указанным лицам может быть отказано в исполнении государственной функции, если причина поступающей в их адрес утрозы не обусловлена выполнением сотрудниками органов безопасности служебных обязанностей.
III. Административные процедуры
- Поводом для начала исполнения государственной функции является1 :
заявление (рапорт) лица, указанного в пункте 4 Административного регламента;
получение органом безопасности оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица, указанного в пункте 4 Административного регламента.
При получении оперативной и иной информации для принятия решения о применении мер безопасности необходимо согласие лиц, указанных в пункте 4 Административного регламента.
Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности лиц, указанных в пункте 4 Административного регламента.
- Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
1Статья 13 Закона
прием и регистрация заявления (рапорта, информации)
проверка сообщения об угрозе; подготовка и утверждение постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности;
осуществление мер безопасности;
подготовка и утверждение постановления об отмене применения мер безопасности.
Схема исполнения государственной функции приведена в приложении N9 1 к Административному регламенту.
- Сообщение об угрозе направляется (представляется) в орган безопасности, в котором проходит военную службу (работает) сотрудник органа безопасности.
- Сообщение об угрозе регистрируется в течение 30 минут с момента поступления, а в случаях, не терпящих отлагательства, — незамедлительно в установленном ведомственными нормативными правовыми актами порядке.
- Сообщение об угрозе после регистрации незамедлительно докладывается для принятия решения через секретариаты:
органов безопасности, имеющих в своем составе подразделения собственной безопасности, — начальникам этих органов безопасности;
органов безопасности, дислоцированных в г. Москве и Московской области и не имеющих в своем составе подразделений собственной безопасности, — начальнику 9 Управления ФСБ России;
органов безопасности, дислоцированных за пределами г. Москвы и Московской области и не имеющих в своем составе подразделений собственной безопасности, — начальникам соответствуюицих территориальных органов безопасности.
- Начальник органа безопасности в день доклада сообщения об угрозе, а в случаях, не терпящих отлагательства, — незамедлительно рассматривает материалы, назначает должностное лицо для проверки сообщения об угрозе и
1Далее — сообщение об угрозе, если не оговорено иное.
подготовки предложений1, а в необходимых случаях принимает меры по защите лица, подлежащего государственной защите, до рассмотрения вопроса по существу.
- Проверка проводится в срок, не превышающий З суток с даты регистрации сообщения об угрозе в органе безопасности, обеспечивающем безопасность.
В ходе проверки должностным лицом проводится опрос лица, непосредственно подавшего заявление (рапорт), либо в отношении которого поступила информация, и осуществляются мероприятия по подтверждению реальности угрозы, а также устанавливается наличие связи угрозы с исполнением служебных обязанностей сотрудником органа безопасности.
- Результат проверки оформляется должностным лицом в виде мотивированной справки с выводом о наличии основания (либо отсутствии основания) для применения мер безопасности. Одновременно им готовится проект постановления о применении или об отказе в применении мер безопасности.
В случае подтверждения сведений о наличии угрозы безопасности лица, указанного в пункте 4 Административного регламента, связанной с исполнением служебных обязанностей сотрудником органа безопасности, готовится проект постановления о применении мер безопасности (приложение N2 2 к Административному регламенту). В данном постановлении указываются конкретные меры безопасности, сроки их осуществления и исполнители, делаются отметки о разъяснении прав и обязанностей защищаемому лицу, выдаче предписаний, соблюдение которых необходимо для обеспечения его безопасности, и о предупреждении об ответственности за разглашение сведений о применяемых мерах безопасности.
При подготовке проекта постановления о применении мер безопасности получается согласие лица, указанного в пункте 4 Административного регламента, на применение в отношении его конкретных мер безопасности.
1Далее— должностное лицо, если не оговорено иное.
В случае, если сведения о наличии угрозы не подтвердились, готовится проект постановления об отказе в применении мер безопасности (приложение №3 к Административному регламенту).
Указанные документы с материалами, полученными в ходе проверки сообщения об угрозе, докладываются должностным лицом начальнику органа безопасности не позднее З суток с момента регистрации сообщения об угрозе.
- Начальник органа безопасности по итогам рассмотрения представленных ему документов и материалов в день доклада, а в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно принимает решение о применении мер безопасности или об отказе в применении мер безопасности в отношении лица, указанного в пункте 4 Административного регламента, и утверждает соответствующее постановление.
- В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности в отношении лиц, указанных в пункте 4 Административного регламента, могут осуществляться непосредственно после получения сообщения об угрозе. При этом постановление о применении мер безопасности готовится и утверждается в течение суток с момента получения сообщения об угрозе.
- В случаях, когда сведения о наличии угроз подтвердились, однако причиной угроз не является служебная деятельность сотрудника органа безопасности, выносится постановление об отказе в применении мер безопасности. Материалы передаются в органы внутренних дел Российской Федерации. До момента принятия ими решения по существу дела органом безопасности принимаются меры по обеспечению безопасности лица, указанного в пункте 4 Административного регламента.
- О принятом решении лицо, непосредственно подавшее заявление (рапорт), либо в отношении которого поступила информация, уведомляется в течение суток под расписку в постановлении о применении либо об отказе в применении мер безопасности. При рассмотрении сообщений об угрозе, поступивших из другого органа безопасности, о принятом решении в течение суток по телефону информируется начальник данного органа безопасности и в указанный орган направляется письменное уведомление.
- Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами безопасности с учетом конкретных обстоятельств может применяться одна или несколько из следующих мер безопасности1:
личная охрана, охрана жилища и имущества;
выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;
временное помещение в безопасное место;
обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности.
- Непосредственное осуществление мер безопасности начинается незамедлительно после утверждения постановления о применении мер безопасности либо по согласованию с защищаемым лицом.
- Отдельные меры безопасности, указанные в пункте 30 Административного регламента, осуществляются предприятиями, учреждениями и организациями на основании поступившей к ним из органа безопасности выписки из постановления о применении мер безопасности (приложение М 4 к Административному регламенту).
Выписка составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр приобщается к материалам соответствующего дела, второй экземпляр передается (направляется) адресату.
- Решения органов безопасности, принятые в соответствии с их компетенцией. обязательны для исполнения должностными лицами предприятий. учреждений и организаций, в адрес которых направлена
1Статья 5 Закона
выписка из постановления о применении мер безопасности '
- В целях реализации, предусмотренных в пункте 30 Административного регламента мер безопасности, могут проводиться оперативно-розыскные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом от 12 августа 1995 г. уд 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
- В случае получения органом безопасности информации об изменении характера и (или) степени угрозы безопасности защищаемого лица осуществляется ее проверка, и в течение З суток после ее получения (в случаях, не терпящих отлагательства, незамедлительно) принимается решение о применении дополнительных мер безопасности и в порядке, установленном Административным регламентом, утверждается постановление о применении мер безопасности.
- При устранении угрозы жизни, здоровью и имуществу защищаемого лица органом безопасности выносится постановление об отмене применения мер безопасности (приложение №5 Административному регламенту), которое в срок не более суток объявляется защищаемому лицу
IV. Контроль за исполнением государственной функции
- Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных Административным регламентом, осуидествляется 9 Управлением ФСБ России, органами безопасности, обеспечивающими безопасность.
- Должностные лица несут персональнуто ответственность за исполнение административных процедур и собшодение сроков, установленных Административным регламентом.
1Статья 16 Закона
V. Порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц в ходе исполнения государственной функции
- Лица, указанные в пункте 4 Административного регламента, могут обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов безопасности в ФСБ России.
- Лица, указанные в пункте 4 Административного регламента направляют письменное предложение, заявление или жалобу .
- Заявитель в письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) соответствующего должностного лица, либо его должность, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации письменного обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В подтверждение своих доводов заявитель может приложить к письменному обращению копии необходимых документов и материалов.
- Срок рассмотрения письменного обращения не должен превышать 30 дней с даты его регистрации. В исключительных случаях (в частности, при необходимости направления запросов в другие органы и организации о предоставлении дополнительных документов и материалов) уполномоченное должностное лицо вправе -продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив заявителя о продлении срока рассмотрения.
В случае, если обжалуется отказ в применении мер безопасности, письменное обращение подлежит рассмотрению незамедлительно.
1Далее – заявители.
2Далее – письменное обращение, если не оговорено иное.
В случае, если обжалуются принятые меры безопасности, письменное обращение подлежит рассмотрению в течение суток с момента его регистрации.
До рассмотрения письменного обращения по существу ранее принятые меры безопасности продолжают действовать в полном объеме.
- По результатам рассмотрения письменного обращения соответствующим должностным лицом принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в их удовлетворении.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения письменного обращения, направляется заявителю по почте.
- Письменное обращение заявителя не рассматривается в следующих случаях:
не указаны фамилия заявителя, направившего письменное обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
в письменном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем. Такое письменное обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией;
в письменном обращении обжалуется судебное решение. Такое письменное обращение возвращается заявителю с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;
в письменном обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица органа безопасности, а также членов его семьи. Должностное лицо органа безопасности вправе оставить письменное обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить заявителю, направившему письменное обращение, о недопустимости злоупотребления правом;
текст письменного обращения не поддается прочтению. Ответ на такое письменное обращение не дается, о чем сообщается заявителю, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению;
в письменном обращении содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми им письменными обращениями, при этом не приведены новые доводы или обстоятельства. Соответствующее должностное лицо органа безопасности в связи с безосновательностью очередного письменного обращения вправе принять решение о прекращении переписки с заявителем по данному вопросу (при условии, что все письменные обращения направлялись в один и тот же орган безопасности или одному и тому же должностному лицу) и уведомить заявителя о принятом решении;
ответ по существу вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну. В данном случае заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
- Заявитель имеет право на обжалование действий (бездействия) должностного лица органа безопасности в судебном порядке, в прокуратуру.
Приложение №2
к Административному регламенту
(п. 25)
УТВЕРЖДАЮ
Начальник __________________________
(орган безопасности)
___ __________ 20 г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о применении мер безопасности
__ ______ 20__г.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
______________, рассмотрев материалы по факту______________________________________________
_________________________________________________________________________________________
УСТАНОВИЛ:
«___» ________ 20__г. __________________________________________________________________
(название подразделения, обеспечивающего
__________________________________________ поступил рапорт (заявление, обращение, информация)
от_______________________о том, что _______________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Принимая во внимание, что таможенные сведения содержат достаточные данные, свидетельствующие о реальности угрозы безопасности, и что угрозы связаны со служебной деятельностью_____________________________________________________________________________,
руководствуясь требованиями статей 5 и 14 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (или указываются другие нормативные правовые акты),
ПОСТАНОВИЛ:
1.Применить с ______________ ________________________________________ 20___г. в отношении
________________________________________________________________________________________
следующие меры безопасности:
обеспечить личнуто охрану, охрану жилища и имущества до устранения угрозы.
Исполнение возложить на__________________
выдать оружие, специальные средства индивидуальной защиты и оповещения об опасности до устранения угрозы.
Исполнение возложить на__________________
поместить в безопасное место до устранения угрозы.
Исполнение возложить на__________________
перевести на другую работу (службу), изменить место работы (службы) или учебы до устранения угрозы.
Исполнение возложить на___________________
переселить на другое место жительства до устранения угрозы.
Исполнение возложить на___________________
заменить документы до устранения угрозы, изменить внешность.
Исполнение возложить на________________
___________________ _____________ _________________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Согласен
Начальник _____________________ ________________________
(подразделение, обеспечивающее безопасность)
____ __________20 г.
С постановлением ознакомлен(а). Мои права и обязанности, предусмотренные статьей 17 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», как защищаемого лица мне разъяснены.
С принимаемыми мерами по обеспечению моей безопасности и предписаниями согласен(а).
Об уголовной ответственности за разглашение сведений о мерах безопасности в соответствии с действующим законодательством предупрежден(а).
__ __________ 20__г. _________________(________)
(подпись защищаемого лица)
Рег. №_____
Приложение №3
к Административному регламенту
(п. 25)
УТВЕРЖДАЮ
Начальник _____________________________
(орган безопасности)
___ ________________ 20__ г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об отказе в применении мер безопасности
__ _______20г.
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_____________________, рассмотрев материалы по факту _______________________________________
________________________________________________________________________________________,
УСТАНОВИЛ:
_____ __________ 20__г. в _____________________________________________________________________________________ (название подразделения, обеспечивающего безопасность)
поступил рапорт (заявление, обращение, информация) безопасность) от_____________ о том, что _______________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
Принимая во внимание, что в ходе провери сведений, изложенных в рапорте (заявлении, обращении, информации), данных, свидетельствующих о реальности у1розы посягательства на жизнь (здоровье, имущество)
____________________, не установлено, руководствуясь требованиями статей 13 и 14 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующх органов» (или указываются другие нормативные првовые акты),
ПОСТАНОВИЛ
отказать____________________________________________________________________ в применении мер безопасности, разъяснив заявителю, что данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру либо в суд.
___________________ _____________ _________________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
__ __________ 20__г.
Согласен
Начальник _____________________ _________________________________
(подразделение, обеспечивающее безопасность)
____ __________20 г.
С постановлением ознакомлен(а).
____ __________20 г. _____________ _________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)