Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ
В отношении противоправной деятельности судна «Арктик Санрайз»
Пограничная служба ФСБ России информирует о возобновлении деятельности судна «Арктик Санрайз» (далее - судно) под флагом Королевства Нидерландов в акватории вод, прилегающих к северному побережью Российской Федерации.
Ранее экипажем судна неоднократно предпринимались провокационные действия, представляющие угрозу морской безопасности судов, выполняющих работы по освоению континентального шельфа в российском секторе Арктики.
Так, 14 сентября т.г. судно покинуло порт Киркенес и, сохраняя режим радиомолчания, отключив все системы мониторинга начало движение в сторону пролива Карские Ворота, не имея при этом разрешения на проход Северным морским путем.
16 сентября т.г., находясь на удалении 60 миль от входа в пролив Карские Ворота, капитан судна был предупрежден командиром пограничного сторожевого корабля «Ладога» Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области о недопустимости нарушения Правил плавания в акватории Северного морского пути, согласно которым действует разрешительный порядок.
17 сентября т.г. судно изменило свой курс, предприняв попытки приблизится к морской ледостойкой стационарной платформе «Приразломная», относящейся к нефтегазовому комплексу Российской Федерации. Командиром пограничного корабля было предложено капитану судна изменить курс, в связи с тем, что он ведет в закрытый для плавания морской режимный район, установленный радиусом 3 мили вокруг от МЛСП «Приразломная».
На удалении 12 миль от МЛСП «Приразломная» судно изменило свой курс в сторону открытой части Баренцева моря. В течениедня оно неоднократно предпринимало демонстративные попытки приблизиться к МЛСП «Приразломная» с целью выявления реакции со стороны пограничного корабля. С обоих бортов судна были вывешены баннеры «СПАСИТЕ АРКТИКУ ГРИНПИС» на русском и английском языках.
В период с 19.00 (мск) 17 сентября т.г. до 04.00 (мск) 18 сентября т.г судно осуществляло маневрирование вокруг МЛСП «Приразломная» на расстоянии от 3 до 4 мили, не нарушая границ закрытого для плавания района.
В 4.20 (мск) 18 сентября т.г. предпринята попытка захвата МЛСП «Приразломная» неустановленными лицами.
С борта судна были спущены 4 маломерных плавсредства (МПС) с неустановленными лицами на борту. Два МПС на высокой скорости проследовали к МЛСП «Приразломная». Два других МПС осуществили транспортировку неизвестного предмета, похожего на бочку по направлению кМЛСП «Приразломная».
В ходе дальнейших действий неопознанные лица предприняли попытку проникновения на МЛСП «Приразломная» при помощи «кошек» и веревок.
В целях пресечения противоправной деятельности с борта корабля пскр «Ладога» к МЛСП «Приразломная» были направлены две быстроходные лодки с сотрудниками подразделения специального назначения (далее - ПСН) Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области.
В связи с реально сложившейся угрозой безопасности объекта нефтегазового комплекса Российской Федерации и неподчинением законным требованиям о прекращении незаконной деятельности сотрудниками пограничных органов была выполнена предупредительная стрельба из автомата АК-74.
В ходе пресечения противоправной деятельности сотрудниками ПСН с МЛСП «Приразломная» сняты и доставлены на борт пскр «Ладога» два неустановленных лица. Им созданы все необходимые условия пребывания на борту корабля.
В связи с отказом капитана судна «Арктик Санрайз» выполнить требования о прекращении противоправной деятельности, руководством Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области по согласованию с ПС ФСБ России принято решение об остановке судна. Пограничники были вынуждены четырежды выполнять предупредительную стрельбу из артиллерийской установки пограничного корабля. На предупредительную стрельбу, сигналы об остановке судно не отреагировало.
Мероприятия по остановке судна «Арктик Санрайз» и установлению личностей доставленных на борт пскр «Ладога» продолжаются.
С учетом противоправных действий по захвату МЛСП «Приразломная» со стороны судна «Арктик Санрайз», ФСБ России организовано тесное взаимодействие с МИД России, Минтрансом России, ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть» с целью принятия скоординированных мер по обеспечению безопасности экипажа платформы и защите интересов Российской Федерации в арктическом регионе.