Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ
ПРО СОТРУДНИКОВ ФСБ НУЖНО СНИМАТЬ ФИЛЬМЫ
"Воронежское обозрение" стала первой газетой, которой временно исполняющий обязанности начальника УФСБ полковник Александр Андреев дал интервью
- Александр Борисович, в период избирательной кампании резко выросла активность освещения в СМИ оперативно-служебной деятельности воронежского Управления ФСБ. Условно говоря, шпионов ловили и раньше, но шоу из этого не делали. Многие посчитали, что это была косвенная политическая реклама в поддержку вашего бывшего руководителя - в настоящее время губернатора Воронежской области Владимира Кулакова.
- В период выборов Владимир Григорьевич и близко не подпускал свой коллектив к избирательному штабу. Но как избиратели сотрудники Управления, их абсолютное большинство, действительно поддерживали своего начальника, зная его как авторитетного и опытного руководителя, который профессионально подготовлен для серьезной государственной деятельности. У нас, кстати, в коллективе активно обсуждалась проблема чекистов во власти. Мы понимали, что заявления об "угрозах демократии" в этой связи - заказная попытка некоторых СМИ "демонизировать" образ ФСБ, создать ей ореол "темной силы", отстаивающей не государственные, а узкокорпоративные интересы.
Думаю, что абсолютное большинство читателей согласилось с мнением Директора ФСБ Николая Платоновича Патрушева, который в одном из интервью сказал: "Появление в регионах людей, прошедших школу руководящей работы в структурах национальной безопасности, - жизненная необходимость влить "свежую" кровь в управленческий корпус России, стремление задействовать потенциал ответственных людей, сохранивших "дух государственного служения... Они хорошо понимают невозможность возврата к старому, необходимость развития страны на основе разумного соединения либеральных и традиционных ценностей".
Что касается частой упоминаемости нашей структуры в средствах массовой информации, то сам факт выдвижения генерала ФСБ на пост губернатора неминуемо подогревал интерес журналистов к работе воронежской контрразведки. С другой стороны, эффективность деятельности органов Федеральной службы безопасности по защите интересов личности, общества и государства от преступных посягательств во многом определяется уровнем общественной поддержки. Население должно знать, чем занимаются силовые структуры.
- Не кажется ли Вам, что Вы создаете эфемерную репутацию для ФСБ?
- Федеральная служба безопасности России - закрытая организация, которая в принципе никогда не нуждалась в рекламе своих достижений. Тем не менее, сегодня, исходя из интересов государства и общества, информирование граждан по вопросам собственной компетенции для ФСБ - абсолютная потребность времени. Но, нам нужна поддержка СМИ не в виде фальшивой похвальбы или приукрашивания достижений, а в виде объективных материалов, разъясняющих смысл и содержание работы органов безопасности, доказывающих, что ФСБ - оберегающая население структура и, к тому же, прибыльное даже в денежном отношении предприятие (я имею в виду возвращение государству миллионных средств, предотвращение огромных убытков, добывание научно-технических секретов и т.п.). И потом, надо наконец-то вернуть этой структуре заслуженную репутацию, если хотите, "фирменный знак" не коррумпированной, неподкупной, могущественной организации. Надо вернуть в число героев государственного человека в погонах.
- Имидж - это то, что о тебе думают другие. Хочется, чтобы они думали о тебе только хорошее?
- Сегодня явно не хватает положительного имиджа работника спецслужб. ФБР, например, занималось созданием своего образа долгие годы, открывая архивы, с одной стороны, и опираясь на опыт фабрики грез - Голливуда, с другой. В результате на другом континенте мы, воспитанники другой системы, смотрим фильмы или читаем книги и восхищаемся интеллектом, мужеством агента ФБР, волнуемся за его судьбу, хотя и знаем заранее, что он все равно победит. Значит, цель создания имиджа у них достигнута. А у нас - мрачноватый груз прошлого все еще довлеет над современным поколением офицеров ФСБ.
Весьма ценным является именно интеллектуальный срез этой профессии. Это - интеллектуалы, которые могут решать любые задачи. Это - государственная элита. Уверен, что сотрудники ФСБ достойны, чтобы симпатия, которой пользовался мундир в обществе, возродилась.
- Похоже, Вы хотите романтизировать образ ФСБ. Какую же роль вы отводите в этом средствам массовой информации?
- В консолидации усилий государства и общества в борьбе со всеми видами преступлений ключевая роль принадлежит средствам массовой информации. Особое внимание в этой связи уделяется выходу благоприятных для органов безопасности публикаций и передач, в том числе, чтобы изменить некоторые негативные представления о работе ФСБ. Практически вся деятельность ФСБ является необычной с точки зрения простого человека. Их формы и методы работы могут вызвать спорное, иногда негативное восприятие, поэтому нужны добросовестные объективные комментарии при опубликовании материалов об органах безопасности.
Стереотипному общественному мнению приходит на смену образ государственного человека, действующего в интересах всего народа, профессионала, способного остановить любое зло. Элемент романтики здесь необходим. Нужны современные "Семнадцать мгновений весны" и "ТАСС уполномочен заявить". Сериал "Агент национальной безопасности "с этой задачей явно не справляется. Его типаж не во всем соответствует собирательному образу оперативного сотрудника.
- С вашими планами на СМИ все понятно, а как привлечь их внимание на свою сторону?
- Мы от невнимания СМИ не страдаем. Опыт 2000 года показал востребованность информации из Федеральной службы безопасности в широких кругах населения. Люди хотят знать, чем занимается их спецслужба, насколько успешно она противостоит преступным посягательствам.
Наши аналитики обоснованно полагают, что любое Управление ФСБ неминуемо погружается в "рынок новостей", является в некотором роде обладателем "эксклюзива" и невольно становится участником сложных журналистских комбинаций, ориентированных на "конфликтную подачу материала". Нынешние СМИ существуют за счет продажи своей информации; по существу это - посредник между источником информации (в данном случае, УФСБ) и ее потребителем (читатель, зритель). Для СМИ экономически выгодно, если информация является сенсационной или конфликтной. Данные о работе спецслужб, полученные журналистом оперативно, достаточно ценны. На "первое" издание (теле-, радиоканал, информагентство) ссылаются другие. Учитывая это, а также то, что "информационного вакуума" не бывает (журналист неминуемо добудет нужную, возможно уже искаженную, информацию), ФСБ сегодня сориентировано на предоставление запрашиваемых сведений, оказание журналистам содействия в качественном освещении своих профессиональных тем и проблем.
Возьмем только одно направление - реализация государственной задачи по исключению условий, способствующих распространению терроризма в любых его проявлениях и формах. Здесь налицо повышение уровня взаимопонимания с населением. В Воронежской области за прошлый год эта тема потребовала выхода в печатных изданиях, на телевидении и радио порядка 75 материалов по инициативе или при содействии группы общественных связей УФСБ. Практически каждый месяц через средства массовой информации до жителей региона доводилась информация по проблемам терроризма в виде пресс-релизов, телерепортажей, радиопередач, публикаций и сообщений, озвученных в ходе встреч с общественностью. Полученные данные об угрозе осуществления чеченскими боевиками взрывов и диверсий в Воронеже вывели задачу контртеррористической пропаганды на первый план, превратив ее в информационную кампанию. И ни у кого не вызывали сомнений важность и необходимость этой работы. Ни у кого, кроме некоторых СМИ, выполнявших конкретный политический заказ по дискредитации ФСБ.
Например, коллектив Управления вынужден был выслушивать в свой адрес разные домыслы, которые тиражировались газетой "Молодой коммунар". И все только из-за того, что начальник УФСБ участвовал в губернаторских выборах. В материалах газеты нивелировались результаты оперативно-служебной деятельности сотрудников, по отношению к государственному органу применялись оскорбительные термины, звучали бездоказательные обвинения об участии офицерского состава в политических интригах, преследовании и применении специальных средств против работников областной администрации. Газета пыталась представить УФСБ в качестве репрессивной структуры образца 37 года, провоцировала граждан на предъявление к УФСБ финансовых требований, демонстрировала сарказм и несерьезность отношения к результатам оперативно-служебной деятельности, минимизировать их значимость. Только один пример. После задержания жителя Воронежской области за незаконное хранение и сбыт огнестрельного оружия (пистолетов с глушителями), в этой газете появился (как обычно, под псевдонимом) текст (дословно): "Воронежская область превратилась прямо-таки в перевалочную базу мирового терроризма. Загляни под любой куст - а там враг притаился... Вот наследники Феликса Эдмундовича "взяли" очередного "вражка" в одном из районов области...".
Комментарии, как говорится, здесь излишни. Отмечу лишь, что такого рода "перлы" появлялись на фоне нормальных публикаций других газет и явно диссонировали с ними.
- То есть Управление пытались втянуть в т.н. информационную войну. Как вы реагировали?
- Ситуация информационного противостояния для Управления была прогнозируемой. Необычным было лишь то, что т.н. "черный PR" применялся в отношении не конкретного человека, а госструктуры.
Наша позиция в этом вопросе предельно проста: на глупость и бред мы не реагируем (читатели сами разберутся), а если в той или иной публикации будут задеты наши честь и достоинство - есть суд. Для начала можем предупредить. Кстати, так было с еженедельником "Собеседник", опубликовавшим "интервью" с Мовлади Удуговым, в котором практически половина текста была посвящена Кулакову, что в принципе уже нонсенс. Также, к примеру, "говорящая голова" главного чеченского идеолога, якобы из Турции вещала, что взрыв на вокзале "Воронеж-1" в 1996 году был предотвращен только потому, что чеченские боевики не захотели его взрывать. Мы обратились к главному редактору "Собеседника" с открытым письмом, где сделали соответствующее предупреждение.
Справедливости ради надо сказать, что даже оппоненты В.Г. Кулакова на выборах публично признали статью в "Собеседнике" грубой фальшивкой, отмежевались от подобных методов предвыборной борьбы, призвав найти и в уголовном порядке наказать ее авторов.
Мы и впредь будем стараться не допускать манипулирования общественным мнением в ущерб репутации правоохранительных органов.