ЭКСТРЕМИЗМ ТЕРРОРИЗИРУЕТ СНГ
В июне 2000 года решением Совета глав государств СНГ создан Антитеррористический центр. Его руководителем был назначен генерал-майор ФСБ Борис МЫЛЬНИКОВ. До сих пор он не считал необходимым общаться с представителями СМИ. Сегодня именно для "Российских вестей" впервые было сделано исключение.
"РВ" - ДОСЬЕ
1. "БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ".
Все группировки этой организации представляют разветвленную сеть ячеек, так называемых джамаат-исламийя, которые действуют под самыми различными названиями. На территории государств Содружества выявлены следующие структуры организации "Братьев-мусульман", действующие под названиями: "Общество социальных реформ" (ОСР) (JamiatAI-tslah Al-ljtimai) - Кувейтская общественно-благотворительная организация, имеющая отделения в Азербайджане, Казахстане, Таджикистане, Кыргызстане и Российской Федерации (гг. Баку, Чимкент, Душанбе, Бишкек, Москва),
"КОМИТЕТ ИСЛАМСКОГО ПРИЗЫВА" (LajnatAi-DawaaANstamiya), действующий под эгидой вышеназванного "Общества социальных реформ" (сфера деятельности - Российская федерация, Центрально-Азиатский регион, Азербайджан): "Даава исламия", или "Комитет исламского призыва", - радикальное крыло ОСР (сфера деятельности - Российская Федерация, Центрально-Азиатский регион, Азербайджан);
"АЛЬ-ИГАСА" тесно координирует свою деятельность на территории России с "Даава исламия";
"ЛИГА ИСЛАМСКОГО МИРА", действующая в Российской Федерации. 2. "Комитет мусульман Азии" функционирует при поддержке фонда "Лаббан Фаундейшн" в Российской Федерации и государствах Центрально-Азиатского региона;
2. "КОМИТЕТ МУСУЛЬМАН РОСИИ" функционирует при поддержке фонда "Лаббан Фаундейшн" в Российской Федерации и в государствах Центрально-Азиатского региона;
3. "ХИЗБУТ-ТАХРИР АЛЬ-ИСЛАМИ" ("Партия исламского освобождения") активно проявляет себя в России, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане и Украине.
В тесной смычке с "Хизбут-Тахрир" действует экстремистская организация "ИСЛАМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ УЗБЕКИСТАНА", причастная к вооруженным провокациям 1999 - 2000 гг. на узбекско-кыргызской границе и готовящая подобного рода провокации сегодня;
4. "XAMAC" (Harakat al-Mugawama al-lsiamiya), или "Исламское движение сопротивления", действует в местах компактного проживания мусульман в Российской Федерации;
5. Благотворительный фонд "ИБРАГИМА БЕН АБДУЛ АЗИЗ АЛЬ-ИБРАГИМА" и "АЛЬ-ХАРРАМИН" также действуют в России:
6. "ЦЕНТР ИСЛАМСКОГО РАЗВИТИЯ" активно действует в Кыргызстане (г.Ош);
7. "Акромиды" - религиозное исламское течение Узбекистана (действует в Ферганской долине);
8. "АДОЛАТ УЮШМАСИ" ("Объединение Адолат") - нелегальная религиозно-экстремистская организация, с января 1991 года действующая в Узбекистане (г.Наманган);
9. "ИСЛОМ ЛАШКАРЛАРИ" - агрессивная религиозная группа, придерживающаяся идеологии "ваххабизма" (Узбекистан);
10. "ТОВБА" - экстремистское религиозное движение, имеющее сторонников в Азербайджане, Узбекистане и Кыргызстане;
11. "НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ФРОНТ ВОСТОЧНОГО ТУРКЕСТАНА" - экстремистская организация, преследующая цель создания на территории государств Центральной Азии независимого государства уйгуров, и некоторые другие.
Основные задачи этих организаций - пропаганда идей национализма и радикального исламского фундаментализма, особенно в местах компактного проживания мусульманского населения государств СНГ, с целью последующего объединения всех мусульман Кавказа и Центральной Азии в единый халифат.
***
- Борис Александрович сначала, если можно, о вашем назначении... Было ли оно для вас неожиданным, готовы ли вы были к нему морально и профессионально? Это ведь не синекура, но - огромнейшая ответственность.
- Антитеррористический центр СНГ, сама идея его создания возникли ведь не внезапно. Его необходимость продиктована множеством разных, в том числе трагических событий. Я возглавлял управление в центральном аппарате ФСБ, которое так или иначе, решало задачи, связанные с предупреждением, противодействием международному терроризму. Мы принимали участие в разработке концепции и положения единого для СНГ органа, который сконцентрировал бы все проблемы, связанные с этим злом, и мог бы эффективно бороться с ним. До этого я около четырех лет работал начальником УФСБ по Ставропольскому краю, у которого 114 км общей административной границы с Чечней. Но кроме Чечни, нас задевали фактически все проблемы, будоражащие Северный Кавказ, - и то, что происходило в Карачаево-Черкесии, и в Кабардино-Балкарии, и в Ингушетии, и в Северной Осетии... Словом, все они мне были достаточно хорошо, отнюдь не понаслышке знакомы, а им, как известно, уже давно традиционно сопутствует международный терроризм... Кроме того, я военный человек, такого рода назначения для нас - это приказ, который надо выполнять.
- Борис Александрович, а чем вообще вызвана необходимость создания международного Антитеррористического центра? Ведь спецслужбы, правоохранительные органы, другие силовые структуры наших стран взаимодействовали и до этого?
- Необходимость такая возникла давно, она не надуманная - вынужденная. Что касается причин создания и существования такого органа, то их достаточно много. Прежде всего, важно понять, что в одиночку с этим страшным злом не справится никто, ни одно государство. Международный терроризм должен быть поставлен вне закона, и бороться с ним можно только сообща, всем миром.
Основная угроза национальной безопасности и территориальной целостности государств СНГ исходит и в ближайшей перспективе будет исходить от международных радикальных исламских и террористических группировок, пытающихся укрепить свои позиции в регионах компактного проживания мусульман в Российской Федерации, а также в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. Вторжения вооруженных бандформирований в Киргизию (в 1999, 2000 гг.), а также столкновения в Сурхандарьинской области Узбекистана (2000 г.) подтвердили выводы экспертов о начале практической реализации исламскими экстремистами планов расширения зоны своего влияния с территории Афганистана на север, в первую очередь на Узбекистан.
Серьезную озабоченность вызывает деятельность "Исламского движения Узбекистана" (ИДУ), лидеры которого предпринимают усилия по дестабилизации обстановки в ряде районов Узбекистана (прежде всего на территории узбекских анклавов в Киргизии, а так же в Андижанской, Ферганской и Наманганской областях) с перспективой начала вооруженной борьбы за захват власти в республике. При этом ареной активных боевых действий становятся Таджикистан и Киргизия.
Существенной проблемой является присутствие на территории Чечни и государств Центральной Азии иностранных наемников из государств Ближнего и Среднего Востока.
Совокупность этих и других факторов обусловила готовность стран Содружества к самому тесному сотрудничеству в борьбе с международным терроризмом и иными формами экстремизма, от которых не укрыться в национальных квартирах.
Таким образом, создание Антитеррористического центра СНГ явилось адекватным ответом государств-участников СНГ на угрозы терроризма, исходящие в первую очередь от террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Чечни и Афганистана.
- Если можно, расскажите пожалуйста, об основных функциях и задачах Центра. Как вы намерены их выполнять и какие в этой связи проблемы приходится решать?
- Одна из основных задач АТЦ - аналитическая работа, получение информации и предоставление рекомендаций главам государств.
В "повседневном" режиме АТЦ СНГ представляет собой координационный информационно-аналитический центр оперативной обработки информации, получаемой из компетентных органов и органов исполнительной власти государств - участников СНГ. Мы ведем работу по расширению информационного пространства в области борьбы с международным терроризмом, то есть по организации информационного взаимодействия со всеми заинтересованными органами государств - участников СНГ.
Анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма должен служить основой для выработки предложений Совету глав государств Содружества и другим органам СНГ в борьбе с международным терроризмом, а также координации и взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ. Общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ. Центр взаимодействует с Советом министров внутренних дел государств, Советом министров обороны, Координационным советом генеральных прокуроров, Советом командующих Пограничными войсками, их рабочими органами, а также с Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ.
Возглавляет Центр руководитель, который назначается решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств по представлению председателя Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ.
Руководитель Центра имеет трех заместителей - представителей от Совета министров внутренних дел, Совета министров обороны и Совета командующих Пограничными войсками. Все из разных государств.
Штатная численность Центра не превышает 60 человек. Все сотрудники прикомандированы от разных ведомств стран СНГ в соответствии с внутренним законодательством. Пока мы укомплектованы на 48 процентов. Впрочем, как и профинансированы. Свои обязательства по финансированию в первом квартале 2001 года выполнила в полном объема пока лишь одна Россия, частично - Украина, Казахстан и Таджикистан.
Кроме кадровой и финансовой составляющих, затрудняет деятельность АТЦ отсутствие должной законодательно-правовой базы.
Современное международное право выработало целый ряд международных конвенций универсального и регионального характера, которые на основе четких критериев устанавливают в качестве предмета своего регулирования взаимное сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом.
Вместе с тем Содружество Независимых Государств относительно молодая организация, и еще предстоит многое сделать для формирования региональной правовой базы в рамках СНГ, направленной на борьбу с терроризмом.
Уже утверждено Положение об АТЦ СНГ. Разрабатывается "Положение о порядке реализации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств-участников СНГ".
Государствам Содружества предстоит разработать модельные законодательные акты, нормативные документы и заключить международные договора, затрагивающие вопросы борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на территории СНГ.
Необходимо также разработать модели согласованных контртеррористических операций, что позволит создать правовую основу для применения подразделений специального назначения, а в исключительных случаях и подразделения вооруженных сил различных государств при проведении совместных специальных контртеррористических операций на территории одного или нескольких государств. Особой помощи в выработке единого подхода по унификации нормативноправовой базы стран Содружества мы ждем от межпарламентской ассамблеи.
- Борис Александрович, а каким международным террористическим организациям и в каких регионах планируется осуществлять противодействие силами Центра и как это будет выглядеть с методологической, технологической точек зрения?
- Среди международных террористических и экстремистских организаций, представляющих потенциальную угрозу безопасности стран СНГ, можно выделить следующие: "Братья мусульмане", "Международный исламский фронт против иудеев и христиан", "Аль-Каида", "Серые волки", "Хизбут-Тахрир аль-Ислами" и другие.
Основная задача этих организаций - пропаганда идей исламского фундаментализма в местах компактного проживания мусульман. Особый интерес проявляется ими к регионам Кавказа и Центральной Азии, где их стратегической целью является создание исламского халифата.
Под прикрытием коммерческой и благотворительной деятельности члены этих группировок пытаются вербовать сторонников, использовать проведение контртеррористической операции в Чеченской Республике для разжигания антимусульманских настроений в России и в целом решать задачи своих организаций, о которых говорилось выше,
В борьбе с ними Центр будет использовать возможности специализированных антитеррористических подразделений государств - участников СНГ. Особая роль отведена объединенному банку данных органов безопасности, специальных служб и других компетентных органов государств - участников СНГ.
Правовой основой их деятельности являются Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом, уже названное мной "Положение о порядке реализации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ", работа над которым близка к завершению, а также другие правовые акты.
- Можно ли уже говорить о каких-то практических шагах или результатах?
- АТЦ СНГ уже принял участие в командно-штабных учениях, проведенных Штабом по координации военного сотрудничества СНГ.
В настоящее время фактически решен вопрос о создании на постоянной основе филиала Антитеррористического центра в Центрально-Азиатском регионе. Он будет расположен в Бишкеке. Для этого уже сформирована рабочая группа.
- А что можно сказать о перспективе? Следует ли ожидать новой волны терроризма со стороны исламских экстремистов?
- Мы располагаем сведениями о готовящейся очередной акции вторжения на территорию среднеазиатских государств вооруженных банд формирований, прикрывающихся лозунгами радикального исламского фундаментализма. Такая угроза исходит, прежде всего, из самого гнезда международного терроризма - талибского Афганистана. Возникшее в 1989 году в Пакистане движение Талибан распространило свое влияние на Афганистан. Сегодня в этой стране, помимо пуштунских племен, враждующих с так называемой северной коалицией (таджики, узбеки и хазарейцы), насчитывается примерно 12, 5 тысячи фанатичных мусульман неафганцев, прошедших боевую подготовку и получивших боевой опыт, активно поддерживают радикальных исламистов во всех странах, в том числе в СНГ. Такая поддержка оказывается и боевиками "Исламского движения Узбекистана" (ИДУ), ставящего целью развернуть партизанскую войну в ферганской долине с целью свержения законных властей.
В прошлом году руководители движения Талибан и Бен Ладен подтвердили готовность продолжать оказывать помощь, в том числе финансовую, "борцам за торжество идей радикального ислама" в Центральной Азии. Известно, что подготовлен план широкомасштабных боевых операций в этом регионе.
Напомню, что в предыдущие годы исламские экстремисты уже осуществили, если можно так сказать, разведку боем. Свои рейды и боевые столкновения с пограничниками, нашими силами безопасности они снимали на видео... Чтобы проанализировать свои и наши сильные и слабые стороны и извлечь определенные уроки.
В северных афганских провинциях Балх и Кундуз сосредоточено значительное количество боевиков ИДУ, среди которых, кроме узбеков, есть арабы, таджики, афганцы, чеченцы, уйгуры, а также пакистанские наемники. Нельзя исключать возможность проникновения этих бандформирований весной-летом этого года на территории Таджикистана, Узбекистана и Киргизии.
Кстати, мы отмечаем активное сращивание террористических и экстремистских группировок с международными наркоторговыми мафиозными структурами, использующими Центрально-Азиатский регион как плацдарм для переправки наркотиков в Россию и Западную Европу.
- Что касается Чечни, ее также можно назвать объектом пристального внимания международного Антитеррористического центра?
- Только стороной наемничества. В Чечне воюет немало представителей стран СНГ. Наша задача воспрепятствовать этому и предоставить компетентным органам стран Содружества все возможные материалы на наемников.
- И последнее: чем могли бы быть полезными для деятельности АТЦ СНГ российские СМИ?
- Прежде всего, не нанесением вреда общему делу - борьбе с международным терроризмом. Мы признаем: борьбу с террористическими группировками невозможно вести без привлечения средств массовой информации. Но демократические преобразования в государствах СНГ привели к тому, что определенная часть СМИ распространяет информацию лишь с одной целью - как бы быстрее и выгоднее ее продать. Руководители некоторых независимых СМИ часто не задумываются о достоверности информации, поступающей из Центральной Азии, о том, что она может оскорблять достоинство и национальную гордость живущих там граждан, о том, что она может умышленно распространяться экстремистами и противниками Содружества с целью противодействия интеграционным процессам. Это иногда вызывает справедливое возмущение общественности.
Поэтому у нас большая просьба к вам и вашим коллегам: не сочтите за напрасный труд перепроверить "очередную сенсацию", обращайтесь в компетентные органы, не сейте паники, не играйте на руку бандитам и экстремистам.
- Хорошо, так мы впредь и будем поступать.
"РВ" - ДОСЬЕ
По данным ЦРУ, от 50 до 70 тысяч исламских боевиков из 55 стран прошли в последние годы обучение на тренировочных базах в Афганистане. Режим талибов позволяет многим группировкам действовать с контролируемой им части территории Афганистана, в том числе и организации международного террориста N1 саудовского миллионера Усамы бен Ладена. Через лагеря непосредственно Бен Ладена прошло до 5 тыс. боевиков.
Разведки США и стран Ближнего Востока полагают, что всего Бен Ладен имеет в Афганистане свыше десяти лагерей, где обучают, в частности, пользованию стрелковым оружием, взрывотехнике, а также тыловому обеспечению для подготовки терактов. По сообщению "Нью-Йорк Таймс", взрывы в 1998 году посольств США в Кении и Танзании, в результате которых погибли свыше 200 человек, были отработаны в одном из афганских лагерей этого международного террориста.
Ссылаясь на американских должностных лиц, газета сообщает также, что именно в Афганистане Бен Ладен "проводит эксперименты с химическим оружием".
Беседовал Игорь Устякин