ТРАФИК
Проблема нелегальной иммиграции, а, говоря проще - незаконного въезда и проживания на территории России граждан иностранных государств, за последние десять лет превратилась в реальную угрозу безопасности нашей страны. Огромное количество наших соотечественников оказываются втянутыми в деятельность международных преступных синдикатов, "бизнес" которых сегодня занимает в мире третье место после торговли наркотиками и оружием. О причинах сложившейся ситуации и способах борьбы с этим относительно новым для России видом преступности нашему корреспонденту рассказал начальник отдела Центра общественных связей ФСБ РФ Александр Мурашов.
- Александр Захарович, материалы, с которыми мне удалось ознакомиться в процессе подготовки интервью, напоминают скорее сценарий голливудского боевика, чем рассказ о событиях, которые происходят каждый день рядом с нами.
- Ну, это Ваши впечатления. А для наших сотрудников это кропотливая ежедневная и часто опасная для жизни работа. А сейчас все-таки хотелось бы вернуться к теме нашего разговора. Сразу же должен пояснить, что речь не идет о гражданах СНГ, которые приезжают в нашу страну на сезонные заработки. Эта категория иностранных граждан владеет русским языком, легко адаптируется, а главное в большинстве своем законопослушна. Основная проблема - это граждане стран с нестабильной экономической, военно-политической и демографической ситуацией: Китай, Вьетнам, Афганистан, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан, Индия. Сюда же относятся Иран и Ирак.
- Впечатляющий список, но прежде, чем мы перейдем к конкретике, хотелось бы, чтобы Вы сказали несколько слов о мотивации этого вида преступной деятельности - деньгах.
- По оценкам Госдепартамента США, такой преступный бизнес только за один год дает доход порядка 20 миллиардов долларов. Нелегальная переправка одного человека, допустим из Индии, в зависимости от страны доставки и маршрута следования, колеблется от 3 до 15 тысяч долларов США. Поэтому если вести речь о переправке не одного человека, а допустим десятка, то несложно подсчитать, что ежемесячный доход только одной относительно небольшой преступной группировки составит более 50 тысяч долларов. А ведь сегодня речь идет о разветвленном, отлично организованном международном преступном бизнесе.
- Насколько я понимаю, речь идет в основном о гражданах иностранных государств, которые используют Россию скорее как перевалочную базу, их конечная цель - развитые страны Европы и Америки. Так ли уж велика опасность для нас - рядовых граждан России?
- Ваша оценка вполне понятна. Это позиция человека, который напрямую не сталкивался с этой проблемой. В ответ я приведу Вам одну лишь только цифру: по нашим оценкам, в нашей стране незаконно находятся 2,5 миллиона иностранных граждан, около миллиона сконцентрировано в Москве и Московской области - в регионе, наиболее удобном для транзита. Все они, так или иначе, вовлечены в противоправную деятельность. Теперь представьте, какое количество россиян привлекается для обслуживания "бизнеса" такого масштаба, не говоря уже о том, что это благодатнейшая среда для наркомании, проституции и бандитизма. Отдельная проблема - это болезни: начиная от атипичной пневмонии, заканчивая целым набором экзотических заболеваний, от которых наши сограждане не защищены на генетическом уровне. Существуют и совершенно чудовищные вещи. Например, известны случаи торговли собственными органами для оплаты транзита в "светлое будущее". И все это здесь, рядом с нами. Скажу проще: человеку, однажды попавшему в эту сеть, вырваться из нее невероятно сложно, и, наверное, единственный способ - обращаться к нам. Я, естественно, имею в виду весь правоохранительный комплекс России. Для того чтобы уберечься от этой опасности, необходимо понимать механизм действия преступных групп.
Хочу сразу сказать, что, по нашим оценкам, правоохранительные органы сдерживают до 80 процентов транзита "живого товара", таким образом, в страны Западной Европы попадает примерно 20 процентов, но и этого оказывается вполне достаточно для процветания преступного бизнеса. Если бы не это обстоятельство, то Европа бы просто захлебнулась.
Теперь о механизме - внешне он достаточно прост. Иностранные граждане пересекают границу зачастую вполне законно, в основном по приглашению коммерческих структур по большей части так называемых фирм-однодневок, реже - по приглашению частных лиц. Эти с позволения сказать "гости" не владеют русским языком и не в состоянии даже воспроизвести название пригласившей их фирмы. Здесь их встречают посредники, забирают у них паспорта и с этого момента они находятся в полной зависимости от преступников. Далее их привозят в накопитель по определенному адресу, где они живут, пока не будет сформирована полная группа. Если самолет пребывает из Дели в Пулково под Санкт-Петербургом, то они переправляются в Москву поездом или автобусом, чтобы здесь встроиться в схему переправки. Дальше переправщики вступают в сговор либо с гражданами России, либо используют договоренности с гражданами Украины или Белоруссии. Те в свою очередь приезжают на личных автомобилях с затемненными стеклами в ночное время, в основном в выходные дни, и перевозят иностранцев к себе. Границы переходят так называемыми козьими тропами. С Белоруссией у нас вообще открытое пространство, а с Украиной... через кусты, ночью... Вот такой канал перехода. При этом на территории России работает жесткая схема конспирации, "товар" находится в постоянном движении и в одном месте проживания пребывает не более двух дней. Именно по этому невозможно определить точное количество нелегалов. При этом следует отметить, что условия содержания иностранцев, мягко говоря, далеки от идеальных - кормят их в основном редко и скудно, медицинской помощи - никакой. Жаловаться они не спешат - боятся.
- Что же мешает радикальному решению проблемы?
Главное то, что сегодня невозможно классифицировать большую часть этих действий как преступления. В нашем законодательстве организация незаконной переправки не сформулирована как отдельный вид преступления. В административном кодексе такого понятия тоже нет. Мы можем оперировать только двумя статьями: "о незаконном переходе государственной границы" и "об изготовлении и использовании поддельных документов". Организаторы переправки это прекрасно знают. До 1991 года необходимая правовая база была. Сегодня мы только встали на путь формирования правового механизма. Принят закон о гражданстве, закон о статусе иностранного гражданина. Но все эти документы по большей части носят декларативный характер, что позволяет трактовать их двояко. К тому же действенность правового механизма должен обеспечивать целый ряд подзаконных актов, которых сегодня просто нет. Пока же вся ответственность ложится на МВД и ФСБ.
В условиях несовершенства законодательства ситуация с незаконной транспортировкой людей через территорию России скатывается к бандитскому беспределу. Действительно, зачем выполнять взятые на себя обязательства, если в руках преступников находятся абсолютно бесправные люди. Гораздо проще при помощи пыток и шантажа вымогать у их родственников деньги. Недавно сотрудниками ФСБ при взаимодействии с представителями МВД была задержана группа граждан России, выходцев из Пакистана, которые насильно удерживали девятерых граждан Индии, вымогая у них деньги. Интервью с непосредственным участником событий оперативным сотрудником ФСБ Сергеем Александровичем... читайте в следующих выпусках нашей газеты.