Если вы обладаете любой информацией о совершенных или готовящихся терактах, просьба обращаться в ФСБ России по телефонам:
+7 (495) 224-22-22 8 (800) 224-22-22
Для получения информации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию российских и иностранных граждан (лиц без гражданства), выдачи пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, выдачи разрешения на неоднократное пересечение иностранными судами государственной границы Российской Федерации на море обращаться в ЭЛЕКТРОННУЮ ПРИЕМНУЮ ФСБ России
Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ
Для получения справочной информации обращаться в ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ
РЕФОРМА МОРПОГРАНОХРАНЫ ПЛЫВЕТ НА РЖАВОМ КОРАБЛЕ
04.02.2005
"Независимое военное обозрение". N4. 04.02.2005 года
Еще 100 лет назад в России осознавали, что преобразовывать морскую стражу "по-сухопутному" бесперспективно
Эпидемия реформ, не прекращающаяся в России вот уже без малого полтора десятка лет, не лучшим образом отражается на обеспечении пограничной безопасности государства, и особенно ее морских рубежей.
С упразднением 1 июля 2003 г. Федеральной пограничной службы (ФПС) и вхождением ее в состав ФСБ, положение дел в морпогранохране (МОХР) не претерпело изменений. Связано это не только с финансированием ее по "остаточному принципу" (львиную долю средств "оттягивают" необорудованные сухопутные рубежи). До сих пор не выработан четкий план очередного реформирования этой структуры: МОХР уже в течение полутора лет живет в ожидании: какие новые штаты, передислокации, переподчинения ее ждут, как будет выполняться программа кораблестроения, вооружения, снабжения и ремонта, подготовка офицерского состава и т.п.
НАЧАЛ ПЕТР I...
Петр I основал береговые таможенные наблюдательные посты, а затем выделил специальную яхту для таможенного надзора в Финском заливе. В 1857 г. по предложению контр-адмирала Штофрегена было организована МОХР по английскому образцу, в составе которой были корабли и береговые посты. В 1873 г. издается Положение о таможенной флотилии. В то же время сухопутный Отдельный корпус пограничной стражи (ОКПС) был создан только в 1893 г. Тогда же была создана и флотилия ОКПС.
Служба таможенных судов и Служба спасения на море, образованные соответственно в 1789 и 1848 гг., были объединены в 1870 г. в единую Службу патрульно-таможенных катеров, которую подчинили Казначейству. С 1915 г. эта служба стала называться Береговой охраной (БОХР) США, существующей и поныне.
Большевики, придя к власти, в январе 1918 г. основали ГУПО - Главное управление пограничной охраны. Преобразования, переименования и переподчинения продолжались до 1923 г. В целом в довоенный период (до 1940 г.) было четыре реформы.
В конце 1950-х гг. Никита Хрущев начинает новый этап ломки и сокращения армии, флота и других силовых структур. Лишь одну из реформ этого периода можно считать продуктивной - это когда Пограничные войска (а вместе с ними и МОХР) передали из ведения МВД в КГБ СССР. В конце 60-х гг. структура морских частей была почти полностью восстановлена, и к 1976 г. корабельный состав по сравнению с 1960 г. вырос на 60%.
15 ЛЕТ ТОПТАНИЯ НА МЕСТЕ
Органы КГБ-ФПС-ФСБ с декабря 1991 г. - а вместе с ними морпогранохрана - реорганизовывались неоднократно. Непрекращающаяся оргштатная чехарда, разделение и перебазирование пограничных кораблей привели к тому, что морохрана на Черном, Каспийском и Балтийских морях практически отсутствовала. В декабре 1997 г. МОХР принимает из Министерства сельского хозяйства 40 судов Рыбоохраны для охраны биоресурсов.
В условиях никудышного финансирования тогдашний директор ФПС Константин Тоцкий после очередного общения с президентом провозглашает лозунг: "Лучше один корабль на ходу, чем три в ремонте". Ржавчина действительно пожирала тогда стоящие на приколе без горючего и запчастей пограничные корабли. И за период с 1997 по 2001 г. из списков Погранвойск было исключено 339 кораблей и катеров, в том числе не выслуживших и половины срока эксплуатации. Бывали периоды, когда в море на службу выходили 2-3 пограничных корабля на 46,3 тыс. кв. км морской границы и 8,2 млн. кв. км исключительной экономической зоны. Восстановить же корабельный состав за счет заимствований у ВМФ, как это делалось раньше, уже невозможно - флот сам дышит на ладан.
И все же, несмотря на понесенные потери, МОХР каким-то образом выжила и даже начала давать морским нарушителям всех мастей по зубам. И хотя рост расхищения морских биоресурсов, контрабандной деятельности, наркоторговли и незаконной миграции остановить не удалось, пираты, особенно на Каспии, перестали действовать так нагло, как они действовали в середине 1990-х. Казалось бы, МОХР выплывает. Но тут и начался новый передел - в апреле 2003 г. Указом президента ФПС была ликвидирована, а все войска, силы, средства и инфраструктура переданы в ФСБ. Новое руководство объявило, что, мол, до настоящего времени никаких реформ не было, начинаются они только теперь.
Однако конкретики в силу вышеизложенных причин мало. Главный вопрос: насколько и по каким статьям будут профинансированы вновь возникшие "новые идеи оптимизации" морпогранохраны? Пока в полной мере деньги нашлись только на смену нарукавных знаков, введение пилоток натовского образца, фуражек-"аэродромов" и т.п. Но ясно, что это не сыграло решительным образом на повышение боевой готовности морских пограничников, улучшение управления их силами. Многие моряки с зеленым кантом на фуражке, не видя перспектив для службы по охране морских границ, подают рапорта об увольнении в запас...
Что же касается уже обозначившихся нововведений... Впечатление такое, что у "нью-реформаторов" нет полноценного понимания того, как конструктивно, логично и последовательно надо преобразовывать МОХР. Ведь нынешний период охраны прибрежных районов и морских пространств в корне отличается от того, что было в Советском Союзе. В ту пору главная задача береговых пограничных войск и пограничных кораблей состояла в том, чтобы "не пущать". Оперативная информация, добываемая органами КГБ, имела существенное значение. Однако и в то время введение в штат некоторых морских бригад должностей заместителей начальников штабов по разведке эффекта не имело: специфика морской пограничной охраны не позволяла реализовывать их возможности. А уж в нынешнее время возлагать надежду на повышение эффективности охраны морских пространств за счет оперативной работы тем более нерационально. Ибо сейчас на морском берегу только пункты пропуска участвуют в охране границы, все остальные посты и береговые заставы выполняют обеспечивающие функции. Охрану же морских участков границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа осуществляют корабли и авиация.
Морская пограничная охрана должна обладать всеми полномочиями для защиты интересов государства - начиная от крайних кромок исключительной экономической зоны и континентального шельфа и до побережья. А управление всеми силами должны осуществлять моряки-пограничники, досконально знающие не только способы решения задач в море, но и всю инфраструктуру. И всем им в подмогу нужны тут не столько оперативные работники, сколько в большей степени могут пригодиться корабельные средства радио- и радиотехнической разведки...
Еще после Русско-японской войны 1904-1905 гг. некий капитан 1 ранга Шульц писал, что морская охрана "с трудом отрешается от взглядов и привычек, приобретенных веками на сухопутном пути". И еще тогда указывалось, что морякам и морскому делу сухопутные начальники отводят второстепенную роль, что ошибочно, неконструктивно и ведет к немалым экономическим потерям, ибо сильная морпогранохрана не дает разгуляться пиратам.
Было бы замечательно, если бы с пониманием этого, наконец, закончился бесконечный ряд реформ морпогранохраны, начатый в 1917 г. Коль "нет пророка в своем отечестве", реформаторы могли бы проанализировать опыт постоянного совершенствования Береговой охраны США.