ЧТО ХРОМАЕТ - ТО ИДЕТ
До недавнего времени о работе подразделения, "курирующего" по линии ФСБ охранные структуры, не то чтобы не знали, просто полагали, что широких масс бизнесменов и секьюрити это не касается. В 2000 году начались проблемы у ряда мощных частных служб безопасности. На экранах телевизоров замелькала изъятая подслушивающая и подсматривающая техника... Безразличие по отношению к отделу сменилось интересом и тревогой. Получается, что работа этого подразделения Департамента экономической безопасности ФСБ может коснуться каждого. На этом беспокойном фоне начальник отдела В. Смирнов неожиданно миролюбиво, в духе поддержки солидных охранных структур, выступил на парламентских слушаниях в ноябре. Сегодня он отвечает на наши вопросы.
- Виктор Михайлович, как вашему отделу удобнее действовать: когда о нем ничего не знают или наоборот?
- В принципе, мы подразделение открытое, ни от кого не скрываемся. Как вы знаете, я участвовал в парламентских слушаниях, посвященных обсуждению нового Закона о частной охранно-сыскной деятельности. Задачи нашего отдела взаимодействовать с негосударственными структурами безопасности, использовать их возможности в обеспечении национальной безопасности страны, экономической безопасности, а также противостоять преступной деятельности, осуществляемой с участием частных охранных предприятий.
- Как давно существует отдел?
- Линия, о которой я сказал, ведется в ФСБ с 1992 года, с момента принятия Закона о частной охранно-сыскной деятельности. А отделу около трех лет. История такова. В 1996 году мы решили организовать встречу с участием руководителей наиболее крупных охранных структур, которые возглавляют бывшие наши сотрудники. Понимали, что если государство не обратит внимания на охранный бизнес, то он попадет под крыло криминала. И вот, основательно подготовившись, собрали своих коллег в клубе им. Дзержинского 10 декабря. Было около 100 человек, присутствовали руководители ФСБ, включая заместителя директора. Обсуждали, как нам наладить взаимодействие. Решили начать с создания некоего координирующего органа. Год прорабатывали вопрос, в результате чего появился Консультативный совет при ФСБ. Директор Службы утвердил его своим приказом. Поначалу речь шла о нашем сотрудничестве только с бывшими коллегами. Сейчас мы расширяем этот круг, организуем взаимодействие с выходцами из МВД, Вооруженных Сил, всеми, кто готов к диалогу. Жизнь показала, что акценты тогда были расставлены правильно.
- В чем причина нынешнего обострения информационных войн?
- Они шли и раньше, просто стали чаще озвучиваться. Широко известны примеры, когда довольно крупные структуры непосредственно осуществляли оперативно-розыскную деятельность, незаконно снимали информацию с телефонных каналов, вели прослушивание, наружное наблюдение. Но намечается и здоровая тенденция: наиболее крупные структуры хотят работать в правовом поле, готовы сотрудничать с государственными органами. Мы внесли свои предложения к новому проекту закона, которые расширили бы и наши возможности по привлечению этих структур к обеспечению государственной безопасности.
- В чем суть ваших предложений?
Например, мы полагаем, что органы ФСБ должны участвовать в выдаче лицензий тем негосударственным структурам, которые работают с иностранными партнерами. Есть предложения по более широкому привлечению частных компаний к борьбе с терроризмом. Приведу положительный пример. В аэропорту "Шереметьево-1" в нынешнем году сотрудники ЧОП "Альфа-Б" обнаружили два взрывных устройства, предотвратив тем самым теракты. Этому предшествовала подготовительная работа. -"Альфа-Б" входит в Консультативный совет при ФСБ. Перед началом операции "Вихрь-Антитеррор" мы пригласили к себе руководителей предприятий, непосредственно отвечающих за охрану объектов, выработали план совместных действий. Результаты налицо. Многие крупные ассоциации, объединения давно ушли от чисто охранной деятельности. Они создали холдинги, крупные производства. Участвуя в экономическом процессе, зачастую владеют информацией о тех, кто грубо нарушает налоговое законодательство, отмывает грязные" деньги и т.д. Многие из руководителей фирм, в том числе выходцы из КГБ-ФСБ, были и остаются государственниками. Они знали нашу работу, а теперь знают и бизнес. Мы пытаемся привести это сотрудничество в систему.
- Полностью чист перед законом только тот, кто лежит на печи. Но какие виды правонарушений вы считаете совершенно непростительными и с точки зрения закона, и с точки зрения морали? Какое деяние сразу вызывает риск попасть в вашу разработку?
- В случае совершения данными структурами или отдельными их сотрудниками деяний, попадающих под статьи УК прямой подследственноcти ФСБ или ФСБ совместно с другими правоохранительными органами. В частности большое беспокойство вызывает легализация преступными группировками оружия путем создания охранных предприятий, иное использование "крыши" ЧОПов для криминальной деятельности (заказные убийства и прочее). Это по-прежнему существует, хотя и не в такой степени, как раньше. Шире стали использоваться специальные технические средства (СТС) для получения информации о конфиденциальной жизни граждан, включая высших государственных чиновников, сбор на них компрометирующих материалов с последующим шантажом. К сожалению, в нашем Уголовном кодексе санкции за такие деяния, мягко говоря, не способны никого устрашить. Смешные санкции: штрафы до 500 МРОТ, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо арест на срок до 4 месяцев. Часто правонарушители попадают под амнистию и вообще остаются безнаказанными.
- Вы согласны с утверждением, что главный субъект подобных нарушений - так называемые спецслужбы олигархов, ибо у частных охранных предприятий просто нет сотен тысяч долларов на приобретение оборудования по съему информации.
- Да, ЧОПы-нарушители используют более элементарные средства, хотя и тоже запрещенные.
- Все-таки вы можете выделить те "смертные грехи", которые автоматически вызовут ваше появление в офисе нарушителя?
- Полный список "грехов", повторяю, содержится в соответствующих разделах УК. Разумеется, прежде всего, надо упомянуть терроризм.
- Невозможно представить, чтобы в какой-либо охранной структуре хранили взрывчатку.
- Специалисты ведь всякие есть в ЧОПах, в том числе и те, которые умеют изготавливать взрывные устройства. Нельзя допустить, чтобы они встали на криминальный путь.
- Вы выступаете за легализацию личной охраны?
- Да. Однако, по-моему, необходимо создать специальные школы подготовки телохранителей, предусмотреть для них лицензии более высокого уровня. Право осуществлять личную охрану надо давать только очень подготовленным людям.
Как следует вести себя предприятию, чтобы у вас к нему не было претензий? Можно прийти к вам и проконсультироваться?
- Проконсультироваться можно. Но не забывайте, что есть еще Московское управление ФСБ, там тоже ведется эта линия. Наше подразделение имеет дело, как правило, с наиболее крупными ассоциациями и объединениями.
Беседу вел Сергей ИВАНОВ
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ В. СМИРНОВА НА СЛУШАНИЯХ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ
- В Федеральной программе усиления борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года ? 270, признано необходимым для ФСБ подготовить предложения о более широком привлечении частных охранных организаций к охране правопорядка, защите субъектов малого и среднего предпринимательства от посягательств со стороны криминальных структур. Ответственным подразделением за выполнение постановления определен Департамент экономической безопасности ФСБ России.
- Приказом ФСБ России от 12 декабря 1997 года ? 462 создан Консультативный совет, объединяющий представителей крупных межрегиональных негосударственных структур и руководителей основных оперативных подразделений органов ФСБ.
Результатами взаимодействия явились совместные мероприятия по профилактике преступлений путем склонения подозреваемых к явке с повинной; получению информации о правонарушениях и преступлениях в финансово-кредитной сфере; ограждению и защите потерпевших от угроз со стороны организованных преступных группировок; совместное документирование преступной деятельности путем оказания содействия органам безопасности в проведении оперативно-розыскных мероприятий; розыск и установление числящихся в федеральном розыске лиц; участие в операции "Вихрь-Антитеррор".
- Вместе с тем среди характерных правонарушений и преступлений, совершаемых представителями негосударственных структур, можно выделить:
- проведение незаконных оперативно-розыскных мероприятий с использованием СТС для негласного получения информации, проведения визуального наблюдения и использование полученных материалов с целью шантажа;
- выполнение "заказов" о сборе информации о частной жизни граждан;
- участие в акциях по оказанию физического воздействия на конкретных лиц;
- использование в качестве документов прикрытия служебных удостоверений сотрудников правоохранительных органов. - путем подкупа должностных лиц получение доступа к оперативным учетам и информационным базам данных государственных органов; - использование в качестве предмета шантажа оперативных и следственных материалов, имеющихся у бывших сотрудников со времени увольнения из правоохранительных органов.