Распечатать
ФСБ СЛУШАЕТ...
23.05.2003
"Родная газета" (Москва). 23.05.2003 года
512-м человеком, позвонившим в этом году по известному не всем номеру, стал наш военный обозреватель Алексей Савостьянов.
На удивление, трубку на том конце провода подняли не сразу. Даже как-то немного обидно стало: звонишь на телефон доверия самого ФСБ и, естественно, ожидаешь, что твою информацию там ждут не дождутся. Впрочем, сразу сообщу читателям, что никакой информацией о шпионах (кроме той, которую вычитал в книжках) я не обладал. А беспокоил "бойцов невидимого фронта" с одной только целью: поведать читателям о работе именно этого самого телефона доверия. Как раз в эти дни исполняется пять лет с момента его появления...
Телефон продолжал молчать, и даже появилась мысль, не ошибся ли я номером. Наконец хрипловатый, немного простуженный мужской голос мягко сказал: "Слушаю". Представляюсь и прошу ответить на некоторые вопросы. "Вообще-то мы принимаем информацию, а не распространяем, - отвечает мой собеседник. - Со всеми вопросами нужно обращаться в пресс-службу". - "Но у меня вопросы к вам, тем, кто непосредственно работает с сигналами". Разговор прервался, видно, на том конце раздумывали, стоит ли вступать в беседу с журналистом. Потом сказали: "Спрашивайте".
- Как мне к вам обращаться?
- Михаил.
- Михаил, что больше всего влияет на количество звонков? Теракты? Обострение определенных болезней, обусловленное временем года? Магнитные бури?
- В первую очередь, конечно, теракты. Скажем, во время событий на Дубровке телефон не умолкал ни на минуту. Причем огромное количество звонков поступало из-за границы. Говорят "доброе утро", а в Москве - вечер. Потом выясняется, звонят из Америки. Да, полезная информация поступала...
Что касается больных людей, то, естественно, они тоже к нам обращаются. Конечно, весной и осенью больше обычного. Дни, в которые наблюдаются магнитные бури, мы тоже без календаря определяем - по количеству обращений. И всех таких людей по голосу узнаем. Как поступаем? Стараемся своими ответами не ухудшить их здоровье. На этом импровизированное интервью обрывается. Одним из инициаторов появления телефона доверия являлся бывший директор ФСБ генерал Николай Ковалев. Николай Дмитриевич гордится тем, что телефон доверия его служба создала даже раньше, чем американское ФБР.
Как бы там ни было, но именно эта телефонная акция была поставлена генералу Ковалеву в заслугу, когда в том же 1998 году он сдавал свой пост новому начальнику - Владимиру Путину. Тот к новации отнесся благосклонно.
...Номер первого телефона доверия был 224-35-00, и предназначался он в основном для шпионов. Им предлагалось "по-хорошему" стать двойниками. Особо подчеркивалось, что если эти люди уже получили от иностранных спецслужб денежное вознаграждение, то оно будет полностью сохранено и с ними будут работать сотрудники ФСБ РФ высочайшего класса. Обещалась полная анонимность и конфиденциальность...
Надо сказать, что в то время в стране уже имелось огромное число телефонов доверия, или, как их еще именовали, "важных телефонов": Министерства внутренних дел, таможни, различных общественных организаций. Казалось бы, ничего тут необычного нет. Тем не менее, вокруг телефона ФСБ сразу же началась общественная дискуссия. Диссиденты вспоминали времена оные, "прослушку" КГБ и сексотство. Левый фланг ликовал: власть взялась за преступность. Некоторые сомневались: деньги потратим, а звонить никто не будет.
Сомнения развеял представитель ФСБ генерал Александр Зданович. На одном из брифингов он сообщил: за восемь месяцев работы телефона доверия позвонили 900 человек, которые объявили себя... шпионами. 46 звонков представляли подлинный интерес для чекистов. Таким образом, эксперимент оказался успешным.
Сегодня телефоны доверия "распространились" по всей стране. Ныне, по некоторым источникам, они имеются более чем в 50 регионах.
Народ не ленится поставлять информацию нашей контрразведке. Сквозь пелену тайны и закрытости, которой ФСБ окружило всю эту работу, нет-нет, да и пробьется удивительное сообщение. О том, что телефон доверия Калининграда, например, завалили звонками студенты местного университета, жалуются, что их вербуют резиденты из Камеруна, Нигерии и Бразилии. Хотя, как мне кажется, в этой информации есть отзвуки неких студенческих пирушек и желание некоторых молодых людей подразжиться за счет государственной безопасности...
Второе дыхание телефон доверия ФСБ получил в сентябре 2000 года. На Лубянке поменяли номера, естественно, изменился и номер телефона доверия. Теперь 224-22-22 работает круглосуточно, и именно по нему "сотрудник Михаил" давал мне небольшое интервью.
Об изменении номера ФСБ широко сообщало, и это вызвало новый взрыв общественного интереса к этой проблеме. Но ведомство, по-видимому, сделало вывод из предыдущей дискуссий и, дабы на корню пресечь разного рода измышления на этот счет, сразу распространило выдержку из примечания к статье 275 Уголовного кодекса РФ (государственная измена). Можно сделать вывод, что эта "правовая подстежка" оказала какое-то влияние, в этот раз столь жесткой дискуссии не последовало.
Впрочем, были и другие причины, заставившие общество более терпимо относиться к телефону доверия. Главная из них - невиданный разгул терроризма, убийства, взрывы, диверсии. Кроме сообщений о шпионаже телефон доверия стал принимать звонки и о терроризме. Впрочем, для некоторых граждан этот телефон стал своеобразным каналом общения с власть предержащими: они сигнализируют обо всех увиденных безобразиях. От просьб чекистов звонить в другие организации - милицию, МЧС, пожарную службу - они просто отмахиваются: вы для нас высший авторитет.
Возрастание этого авторитета можно проследить по статистике поступивших звонков. Если в 2000 году сюда обратилось более 700 человек, то в прошлом, 2002 году поступило уже полторы тысячи сигналов, пятая часть их вызвала оперативный интерес. Что касается нынешнего, 2003 года, то на 15 мая зафиксировано 512 звонков (включая, видимо, и мой) и 31 из них вызвал интерес ФСБ. Эти цифры, особо подчеркнули в пресс-службе, эксклюзивны. В качестве действенности работы привели следующий пример: с помощью телефонных звонков удалось предотвратить взрывы в спортивном магазине, а также в супермаркете. Адреса их отказались сообщать, сказали только, что это лишь небольшая толика. Думается, если бы список достижений ограничивался только двумя спасенными магазинами, то идея телефона доверия полностью себя оправдала бы.
"Что во время дежурства на телефоне доверия вас больше всего удивляет?" - спросил я другого сотрудника ФСБ, попросившего не называть его имени. Ответ был таков: "Больше всего удивляет не телефонный звонок, а его отсутствие".
Меня бы это тоже удивило: а вдруг кто-то не знает номера телефона? На всякий случай повторю: 224-22-22.
На удивление, трубку на том конце провода подняли не сразу. Даже как-то немного обидно стало: звонишь на телефон доверия самого ФСБ и, естественно, ожидаешь, что твою информацию там ждут не дождутся. Впрочем, сразу сообщу читателям, что никакой информацией о шпионах (кроме той, которую вычитал в книжках) я не обладал. А беспокоил "бойцов невидимого фронта" с одной только целью: поведать читателям о работе именно этого самого телефона доверия. Как раз в эти дни исполняется пять лет с момента его появления...
Телефон продолжал молчать, и даже появилась мысль, не ошибся ли я номером. Наконец хрипловатый, немного простуженный мужской голос мягко сказал: "Слушаю". Представляюсь и прошу ответить на некоторые вопросы. "Вообще-то мы принимаем информацию, а не распространяем, - отвечает мой собеседник. - Со всеми вопросами нужно обращаться в пресс-службу". - "Но у меня вопросы к вам, тем, кто непосредственно работает с сигналами". Разговор прервался, видно, на том конце раздумывали, стоит ли вступать в беседу с журналистом. Потом сказали: "Спрашивайте".
- Как мне к вам обращаться?
- Михаил.
- Михаил, что больше всего влияет на количество звонков? Теракты? Обострение определенных болезней, обусловленное временем года? Магнитные бури?
- В первую очередь, конечно, теракты. Скажем, во время событий на Дубровке телефон не умолкал ни на минуту. Причем огромное количество звонков поступало из-за границы. Говорят "доброе утро", а в Москве - вечер. Потом выясняется, звонят из Америки. Да, полезная информация поступала...
Что касается больных людей, то, естественно, они тоже к нам обращаются. Конечно, весной и осенью больше обычного. Дни, в которые наблюдаются магнитные бури, мы тоже без календаря определяем - по количеству обращений. И всех таких людей по голосу узнаем. Как поступаем? Стараемся своими ответами не ухудшить их здоровье. На этом импровизированное интервью обрывается. Одним из инициаторов появления телефона доверия являлся бывший директор ФСБ генерал Николай Ковалев. Николай Дмитриевич гордится тем, что телефон доверия его служба создала даже раньше, чем американское ФБР.
Как бы там ни было, но именно эта телефонная акция была поставлена генералу Ковалеву в заслугу, когда в том же 1998 году он сдавал свой пост новому начальнику - Владимиру Путину. Тот к новации отнесся благосклонно.
...Номер первого телефона доверия был 224-35-00, и предназначался он в основном для шпионов. Им предлагалось "по-хорошему" стать двойниками. Особо подчеркивалось, что если эти люди уже получили от иностранных спецслужб денежное вознаграждение, то оно будет полностью сохранено и с ними будут работать сотрудники ФСБ РФ высочайшего класса. Обещалась полная анонимность и конфиденциальность...
Надо сказать, что в то время в стране уже имелось огромное число телефонов доверия, или, как их еще именовали, "важных телефонов": Министерства внутренних дел, таможни, различных общественных организаций. Казалось бы, ничего тут необычного нет. Тем не менее, вокруг телефона ФСБ сразу же началась общественная дискуссия. Диссиденты вспоминали времена оные, "прослушку" КГБ и сексотство. Левый фланг ликовал: власть взялась за преступность. Некоторые сомневались: деньги потратим, а звонить никто не будет.
Сомнения развеял представитель ФСБ генерал Александр Зданович. На одном из брифингов он сообщил: за восемь месяцев работы телефона доверия позвонили 900 человек, которые объявили себя... шпионами. 46 звонков представляли подлинный интерес для чекистов. Таким образом, эксперимент оказался успешным.
Сегодня телефоны доверия "распространились" по всей стране. Ныне, по некоторым источникам, они имеются более чем в 50 регионах.
Народ не ленится поставлять информацию нашей контрразведке. Сквозь пелену тайны и закрытости, которой ФСБ окружило всю эту работу, нет-нет, да и пробьется удивительное сообщение. О том, что телефон доверия Калининграда, например, завалили звонками студенты местного университета, жалуются, что их вербуют резиденты из Камеруна, Нигерии и Бразилии. Хотя, как мне кажется, в этой информации есть отзвуки неких студенческих пирушек и желание некоторых молодых людей подразжиться за счет государственной безопасности...
Второе дыхание телефон доверия ФСБ получил в сентябре 2000 года. На Лубянке поменяли номера, естественно, изменился и номер телефона доверия. Теперь 224-22-22 работает круглосуточно, и именно по нему "сотрудник Михаил" давал мне небольшое интервью.
Об изменении номера ФСБ широко сообщало, и это вызвало новый взрыв общественного интереса к этой проблеме. Но ведомство, по-видимому, сделало вывод из предыдущей дискуссий и, дабы на корню пресечь разного рода измышления на этот счет, сразу распространило выдержку из примечания к статье 275 Уголовного кодекса РФ (государственная измена). Можно сделать вывод, что эта "правовая подстежка" оказала какое-то влияние, в этот раз столь жесткой дискуссии не последовало.
Впрочем, были и другие причины, заставившие общество более терпимо относиться к телефону доверия. Главная из них - невиданный разгул терроризма, убийства, взрывы, диверсии. Кроме сообщений о шпионаже телефон доверия стал принимать звонки и о терроризме. Впрочем, для некоторых граждан этот телефон стал своеобразным каналом общения с власть предержащими: они сигнализируют обо всех увиденных безобразиях. От просьб чекистов звонить в другие организации - милицию, МЧС, пожарную службу - они просто отмахиваются: вы для нас высший авторитет.
Возрастание этого авторитета можно проследить по статистике поступивших звонков. Если в 2000 году сюда обратилось более 700 человек, то в прошлом, 2002 году поступило уже полторы тысячи сигналов, пятая часть их вызвала оперативный интерес. Что касается нынешнего, 2003 года, то на 15 мая зафиксировано 512 звонков (включая, видимо, и мой) и 31 из них вызвал интерес ФСБ. Эти цифры, особо подчеркнули в пресс-службе, эксклюзивны. В качестве действенности работы привели следующий пример: с помощью телефонных звонков удалось предотвратить взрывы в спортивном магазине, а также в супермаркете. Адреса их отказались сообщать, сказали только, что это лишь небольшая толика. Думается, если бы список достижений ограничивался только двумя спасенными магазинами, то идея телефона доверия полностью себя оправдала бы.
"Что во время дежурства на телефоне доверия вас больше всего удивляет?" - спросил я другого сотрудника ФСБ, попросившего не называть его имени. Ответ был таков: "Больше всего удивляет не телефонный звонок, а его отсутствие".
Меня бы это тоже удивило: а вдруг кто-то не знает номера телефона? На всякий случай повторю: 224-22-22.